Блог

Затянули здесь песню русскую и фальшивят сто раз подряд

Тренер пичкал допингом свою дочь-школьницу. К 16 годам она заговорила мужественным басом
Алексей СЕМЁНОВ Алексей СЕМЁНОВ 22 июля, 20:00

Агент Куц вышел на связь. Связь оказалась громкой.  Куцем, видимо в честь знаменитого советского стайера Владимира Куца, называют кандидата химических наук Григория Родченкова (возможно, потому, что в юности Родченков стал мастером спорта как раз по стайерскому бегу, был победителем первенства Москвы в беге на 5000 метров). В недалёком прошлом этот  специалист по анализу биологических образцов и выявлению допинга руководил в России «Антидопинговым центром», а в ноябре 2015 года исчез, объявившись в США. С тех пор он переквалифицировался и  является информатором Всемирного антидопингового агентства (WADA). Живёт он теперь почти в подполье. Ему есть чего опасаться, потому что двое его российских коллег (то ли борцов с допингом, то ли его распространителей) с разницей в 11 дней скоропостижно скончались в России.

Когда в 2003 году я сочинял свою первую пьесу, то тему подбирал недолго. Всегда любил спорт, в старших классах и в институте выписывал журнал «Лёгкая атлетика». С тех пор я пробежал десятки тысяч километров. Без допинга, ради удовольствия. В общем, пьесу я назвал «Допинг-контроль», но в качестве главного героя спортивной мелодрамы с элементами абсурда выбрал не бегуна, а лыжника. Дистанцировался. Лыжника дисквалифицировали, и вокруг него начинают происходить неожиданные события. Года через два я решил развить тему и написал сценарий многосерийного фильма с тем же названием «Допинг-контроль». К тому времени я уже работал журналистом, писал о спорте, много раз  общался с олимпийскими чемпионами и призёрами – в основном по лыжам и гребле. Про допинг я их тоже спрашивал. Большинство спортсменов эту тему отвергали с порога, но некоторые – из тех, кто давно завершил карьеру и не был спортивным функционером - делились впечатлениями. Предпочитали говорить не о себе, а о других. Так я узнал, что не все псковские спортсмены прошли допинг-контроль при подготовке к московской Олимпиаде-80.

К середине нулевых годов многих наших олимпийских чемпионов поймали на допинге – бромантане, эритропоетине… В том числе и самых титулованных, таких как Любовь Егорову и Ларису Лазутину. Почти каждый новый сезон дарил нам новые разоблачения. Дисквалификации подвергались целые команды. Под прицелом была не только Россия. Пятнадцать лет назад дисквалифицировали всю финскую лыжную сборную. Псковский лыжник Михаил Иванов получил золотую медаль в гонке на 50 километров на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити в 2002 году после того, как золото из-за допинга отобрали у выступавшего за Испанию Йохана Мюлегга (в его крови обнаружили дарбепоетин).

В России все допинговые скандалы воспринимались относительно спокойно. Уличённые в применении допинга спортсмены продолжали пользоваться почётом. Дисквалифицированные за допинг спортсмены становились депутатами, спортивными функционерами (как та же Лазутина). Попались на допинге и самые знаменитые олимпийские чемпионки по художественной гимнастике – Алина Кабаева и Ирина Чащина (в их пробах обнаружили следы фуросимида). Обе гимнастки были дисквалифицированы. Развитию их карьеры это не сильно помешало.

Помню, как я после соревнований бежал по островскому лесу, чтобы догнать трёхкратную олимпийскую чемпионку Юлию Чепалову. Дело происходило на островской базе «Юность». Догнал, взял небольшое интервью… Вскоре Чепалову тоже дисквалифицировали за допинг. У меня начал возникать комплекс: начнёшь общаться со спортсменом, а через какое-то время он попадается на допинге.

Однажды знакомый тренер мне рассказывал, как «глупо попался» на допинге псковский лыжник. Допинг надо было прекратить применять за определённое количество дней до соревнований, и все это сделали. Но один спортсмен накануне старта, для уверенности, чтобы победить наверняка, принял что-то незапланированное. И всё же больше всего мне запомнилась история о том, как один тренер пичкал допингом свою дочь-школьницу. К 16 годам она говорила мужественным басом, явно насыщенная мужскими гормонами. Не удивительно, что её тоже дисквалифицировали. Свою работу с детьми тренер продолжил.

Особый случай – история с футбольным московским «Спартаком», за который я болею с детства. Это был настоящий кошмар, частично описанный в документальной книге Игоря Рабинера «Как убивали «Спартак». Наиболее громкой была история с дисквалификацией лидера «Спартака» Егора Титова (УЕФА его отстранил от футбола на год). Возникли подозрения, что бромантаном (психостимулятром, использовавшимся нашими военными во время войны в Афганистане) кормили всю команду, так что из основной и молодёжной сборной России перед важным матчем вывели всех спартаковцев – Титова, Ковтуна, Павлюченко, Павленко и Белозёрова. Спортсмены после воздействия препаратов находились в каком-то изменённом состоянии. То, чем пичкали футболистов, вызывало очевидный побочный эффект. Заменённый во втором тайме в матче с «Динамо» спартаковец Максим Деменко «со стеклянными» глазами не смог даже найти свою скамейку запасных и отправился на скамейку «Динамо», откуда его вытолкали. Вскоре в отставку отправили тренеров и врача московского «Спартака» Андрея Чернышова, Сергея Юрана и Анатолия Щукина.

В общем, в какой-то момент все эти и другие истории допинговые истории мне сильно надоели. Материала мне хватало уже серий на двадцать, а рассказывать в новостях о тех, кто, возможно, обманом получает медали, стало не интересно, Это всё равно, что писать о высоких достижениях певцов, в действительности поющих под фонограмму или об открытиях учёных, на самом деле укравших диссертации. Кстати, некоторые спортсмены, дисквалифицированные за допинг, потом умудрились ещё и на краже диссертации попасться (в чиновничьей карьере им это тоже не помешало). Так что я постарался в дальнейшем о спорте писать поменьше – только в самых крайних случаях. Нынешний допинг-скандал с российской сборной накануне Олимпиады в Рио-де-Жанейро – как раз такой крайний случай.

Григория Родченкова называют «творцом российских спортивных побед» (он же – «могильщик российского спорта»). Пишут, что Куц – это его агентурная кличка, данная «творцу» в ФСБ. ФСБ это, естественно, подтверждать не спешит.

Олимпийский принцип «главное – участие» с некоторых пор под вопросом. Олимпиада есть, вопрос есть, участия – нет… Точнее, всё висит на волоске. Во всяком случае, всё больше международных спортивных организаций выступают за отстранение российских спортсменов от участия в Олимпиаде. Спортивные чиновники международного уровня считают, что лучше бы российская сборная в полном составе Олимпиаду в Рио-де-Жанейро пропустила. Дескать, так будет лучше для всех.

На эту тему высказался даже министр спорта РФ Виталий Мутко. Ознакомившись с разоблачительным докладом Всемирного антидопингового агентства, Мутко сказал:  «Мы этим докладом немножко огорчены. Наше государство делает всё, чтобы сделать спорт чистым и открытым. Есть обвинения, которые требуют серьезного рассмотрения».

Интересно, какое событие должно произойти, чтобы Мутко сказал: «Я сильно огорчён»?

Возможно, министр огорчился сильнее, когда узнал, что Международный олимпийский комитет призвал временно лишить Россию всех крупных турниров (тень нависла над чемпионатом мира по футболу 2018 года, хотя возможное временное отстранение пока касается только крупных соревнований 2016 года). Так что возможное неучастие в ближайшей летней Олимпиаде – это лишь частный, хотя и тяжёлый случай. Самому министру спорта РФ не дали аккредитацию на бразильскую Олимпиаду.

Экс-президент WADA и бывший вице-президент Международного олимпийского комитета (МОК) Ричард Паунд заявил, что Россия, погрязшая в допинг-скандалах, не является подходящим местом для проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году. Британское издание Independent опубликовало призыв к УЕФА. Авторы призыва требуют исключить российские клубы (ЦСКА, «Ростов», «Зенит», «Краснодар» и «Спартак») из еврокубков. Это действительно немного огорчает.

Как рассказал инспекторам WADA бывший глава московской лаборатории Григорий Родченков, Федеральная служба безопасности принимала прямое участие в программе по сокрытию положительных допинг-проб в Сочи. Обнародовано около сотни страниц доклада, где, в частности, говорится о том, что существуют ДНК-доказательства того, что происходила подмена пробирок. Частично опубликована и переписка российских спортивных чиновников, подтверждающая слова «перебежчика» Родченкова.

Для проверки слов Родченкова WADA запросило в лозаннской лаборатории 95 контейнеров с мочой российских спортсменов, (тех, кто был указан в списках на подмену проб). Из них случайным образом отобрали 11 контейнеров  - чтобы изучить более детально. Во всех случаях на контейнерах обнаружили царапины на внутренней стороне крышки, что наводит на очевидную мысль о возможной подмене мочи. Сам Родченков подробнейшим образом рассказывает о том, как готовил для российских спортсменов коктейли, смешивая алкоголь и допинг. Причём, они его не пили, а полоскали рот… Так утверждает изобретатель коктейля Родченков.

В списке тех, кто находится под подозрением, не только легкоатлеты, тяжелоатлеты и лыжники, но представители других летних и зимних видов спорта - футбола, пляжного волейбола, сноуборда, тхэквондо, триатлона, настольного тенниса, бокса… Отдельно надо упомянуть паралимпийцев, которых, вроде бы, допингом тоже не обделили.

Любопытно наблюдать за тем, как ведут себя известные российские спортсмены и спортивные чиновники. Вячеслав Фетисов, несколько лет занимавший пост руководителя Федерального агентства по физической культуре и спорту, в интервью «Коммерсанту», объясняя прежние (до Сочи) спортивные неудачи России, сказал, что причина их была неумении использовать фармакологию: «Я думаю, именно это и предопределило позорный результат Ванкувера, - объяснил знаменитый в прошлом спортсмен. - Одна из главных причин нашего провала, что спортсмены поехали стерильные. Не знали, какие тенденции сегодня в фармакологии, что реально в ней происходит».

Если наши спортсмены поехали в Канаду стерильные, то этим, по идее, надо гордиться. Не каждая спортивная держава может этим похвастаться. Но в 2016 году почему-то это в глазах таких людей как Фетисов выглядит как недостаток.

В Сочи фармакологический пробел был, по-видимому, заполнен. К этому, возможно, добавились манипуляции с пробирками. Сборная России вырвалась на первое место в общем зачёте. Но спустя несколько лет разразился скандал. Пока что, министр спорта Виталий Мутко временно отстранил ряд лиц, указанных в докладе Всемирного антидопингового агентства (WADA), включая своего заместителя Юрия Нагорных. Самого Мутко пока никто не отстранил.

Сегодня, 21 июля, Спортивный арбитражный суд в Лозанне (CAS) вынес свой вердикт по коллективному иску Олимпийского комитета России (ОКР) и 68 российских спортсменов к Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF). ОКР и российские легкоатлеты добивались допуска к международным соревнованиям, включая Игры-2016 года в Рио-де-Жанейро. CAS иск отклонил. Комментарий Виталия Мутко был таков: «Другого мы и не ожидали… Это дело с легкой атлетикой мы так не оставим». Но это дело не оставит и противоположная сторона. Так что Олимпийский комитет России вынужден был перенести торжественные проводы национальной сборной на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро, намеченные на 22 июля в Александровском саду в Москве. Окончательное решение примет МОК.

Происходящее трудно назвать только спортивной историей, равно как антиспортивной. Кроме спорта и фармакологии здесь замешана политика. До тех пор пока российская внешняя политика была не слишком агрессивной, игры с допингом на высшем уровне мало кого интересовали. Но как только повеяло «холодной войной», международные организации стали более требовательны. Это, в том числе, говорит о падении авторитета нашей страны и лично международного авторитета Владимира Путина. Манипуляции с допингом (которые ещё предстоит доказать) указали не только на болевые точки отечественного спорта, но и на слабые международные позиции России.

Мало того, что в России разучились «работать со спортивной фармакологией», так у нас ещё и отучились договариваться. В таких делах не помогают ни авиация, ни десантники, ни ракетные войска. Даже «ополченцы» не помогают.

Что же касается сериала «Допинг-контроль», то его так и не сняли. Вначале всё было неплохо. Продюсер меня попросил дописать несколько сцен лыжных гонок, чтобы в каждой серии было хотя бы по одной лыжной гонке. Я дописал. Но потом дело застопорилось. В итоге, на экраны вышел полнометражный фильм о женском футболе, который я посмотрел и обрадовался, что мой сценарий этот режиссёр экранизировать не стал.

Медали в трёх видах метаний
Не вывели нас вперёд.
Изменим наш день свиданий.
Изменим и месяц, и год.

Метаться от белого к чёрному.
Метаться в горячке, в бреду.
В четыре утра обречённо
Проснуться в холодном поту.

Затянули здесь песню русскую
И фальшивят сто раз подряд.
Но фальшивые ноты в нагрузку –
На любителя, не повредят.
Знаю, здесь и не то слыхали,
И стреляли в мишень – мимо нот,
И взлетали в бесславном хорале,
Потрясая глухой приход.
Знаю, здесь и не то видали
В приближающемся идеале.
В трёх видах метаний медали
Обратно легко отдали.

В этом театре раздробленных наций
Слишком поздно метать и метаться.

 

Просмотров:  1545
Оценок:  6
Средний балл:  8.5