Статья опубликована в №24 (796) от 22 июня-28 июня 2016
Регион

Письменный разбор

Жители Поречья продолжают писать письма президенту. Но теперь уже разбирая для главы государства противоречивые ответы псковских чиновников
Владимир Капустинский Владимир Капустинский 25 июня 2016, 11:43
Письменный разбор

Поречье — это район мелиоративных работ.

Против строительства свиноводческого комплекса в Пореченской волости Великолукского района сегодня выступают примерно 90% местного населения. Во всяком случае, так уверяют сами люди. Основная причина – предприятие не содержит по проекту очистных сооружений, а количество выкупленных инвестором земель не хватит для утилизации свиных отходов. Есть и другие «мелочи»: от простого нежелания людей жить в навозе, до весьма вероятного попадания отходов в Ловать через мелиоративную систему. Пореченцы уже написали более 60 обращений в различные инстанции и надзорные ведомства. Они также направляли свои жалобы в администрацию Псковской области. С полученными ответами они во многом не согласны, если не сказать больше. В некоторых письмах, уверены активисты, просто содержится недостоверная информация.

Решить проблему со строительством в Поречье свинокомплекса на региональном уровне сегодня довольно проблематично. Областные власти крайне заинтересованы в реализации инвестиционного проекта и готовы мириться с горсткой (несколько тысяч) недовольных жителей. Из администрации региона обратную связь с пореченцами держит заместитель губернатора Псковской области Максим Жаворонков. Ответы из «жёлтого дома» уходили в Великолукский район именно за его подписью.

Обратное письмо замгубернатора действительно содержит много спорных моментов. Например, Максим Жаворонков сообщает людям что землю «для сельскохозяйственного производства, арендует ООО «Великолукский селекционно-генетический центр» (далее - ООО «ВСГЦ») на основании договора аренды от 13.02.2016 № 43». Однако «ВСГЦ» и «Великолукский селекционно-генетический центр» - это абсолютно разные юридические лица. Связывает обе компании общий директор и аффилированность с «Великолукским свиноводческим комплексом».

В администрации Псковской области людям также рассказали, что после их жалоб инвестор приостановил земельные работы – аккурат с 14 марта. При этом, как отмечал ранее глава Великолукского района Сергей Петров, разрешение на строительство застройщик вообще не получал. Что разрешение не выдавалось – это правда. А вот земельные работы на месте площадки производились и после 14-го числа. Есть свидетельства жителей близлежащих деревень, которые рассказывают, что работы проходили по ночам с привлечением тяжелой техники, тем самым нарушая федеральный закон № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

 Предостережения местных жителей о загрязнении свиными фекалиями окружающих водоемов региональные власти старательно пропускают мимо ушей.

«Согласно заключению ФГБУ «Управление Псковмелиоводхоз» от 13 апреля 2016 года № 124 установлено, что на данном земельном участке мелиоративные системы отсутствуют. При этом Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) вышеназванные обследования не предусмотрены», - сообщил Максим Жаворонков, чем привел пореченцев в недоумение. У них на руках есть карты с нанесенной на них мелиоративной системой.  Сброс воды по каналам уходят прямиком в реку Телятница, пруд Костюжино, а также в маленькие болота и ручьи.

«Здесь район мелиоративных работ, - рассказывает бывшая глава Пореченской волости Тамара Скопцова. - В районе урочища Гневшево в 1989 году проходили культуртехнические работы на площади 93 гектара. И стоки с этих гор мы отводили в ближайшее болото. Рядышком находится мелиоративная система, тоже, по-моему, 1989-90-й год… Сдвигали кустарник, расширяли поля – то есть пахотных земель здесь было очень мало. Предприятие такого класса опасности не должно тут находиться – кругом озера. Хотим мы или нет, а мелиоративная система так устроена: она сделает выброс вод именно в реки и озёра. Первой пострадает река Телятница. Она сделает вброс в Кожинское озеро, затем в Кодолово и озеро Урицкое. Возле него находятся пионерские лагеря. Ну, теперь уже не пионерские… То есть дети приехали отдыхать, но какой там отдых? Там не то что покупаться, там ноги помыть перед сном нельзя будет».

Люди также не согласны с тем, что размер санитарно-защитных зон должен составлять 1000 метров. При гидравлических способах удаления навоза, именно такая система будет использоваться в Великолукском районе, размер зоны увеличивается на 15%.

«Суммарно это будет предприятие 1-го класса опасности. Во всех документах нам администрация говорит, что санитарно-защитная зона пока предварительно установлена в 1000 метров. И все деревни, и в том числе Поречье, Захарово, Зайцы, находятся на расстоянии от свинокомплекса более 1 километра. Но эти данные СанПина учитывают, что должны быть построены очистные сооружения. А поскольку их нет, и выливается эта грязь на поля то, конечно, санитарно-защитная зона должна быть увеличена. И мы это прекрасно видим по ситуации в Невельском районе. Там постоянно слышны жалобы жителей о том, что невозможно открыть форточку ни утром, ни вечером. Нельзя погулять с малышами, а в реках и водоёмах течёт вонючая вода», - говорит член инициативной группы Владимир Леонов.

Местные жители указывают инвестору и чиновникам, что гидросмывную систему удаления и транспортирования навоза допускается применять в исключительных случаях. Впрочем, по мнению начальника регионального управления сельского хозяйства Николая Романова, в случае с Великолукским районом гидросмыв – весьма приемлемый вариант утилизации отходов свинокомплекса. А те же навозоотстойники (лагуны), в которых будут отстаиваться свиные фекалии, могут служить по 50 лет. Точнее, столько времени может выдержать специальная пленка, которая служит подстилочным материалом.

«Дело в том, что если зайти на сайт любого производителя этой плёнки можно увидеть, что срок ее службы 3-5 лет, и она не подлежит ремонту. То есть таков уровень компетенции у нас, получается, главы сельского хозяйства», - говорит житель Пореченской волости Андрей Мухаметшин.

Он вместе с другими активистами не перестает указывать инвестору на многочисленные причины, по которым в Поречье не может располагаться свинокомплекс. Даже расстояние до ближайших деревень – вполне себе весомый аргумент. Но нелегитимный, покуда не нашел понимания в «желтом доме».

 «Актом ветеринарно-санитарного обследования земельного участка по адресу: Псковская область, Великолукский район, Пореченская волость, северо-восточнее д. Захарово от 24.03.2016 установлено, что расстояние от д. Захарово - 1280 м, д. Лутово - 1265 м, д. Зайцы - 1540 м. При этом расстояние до п. Поречье составляет 6500 м», - говорится в ответе Максима Жаворонкова.

Пореченцы полагают, что замер расстояний от населенных пунктов до планируемых объектов свинокомплекса производился с помощью автомобильного спидометра. Видимо, при этом машина двигалась по дороге общего пользования. Иначе трудно поверить цифрам: фактическое расстояние до той же деревни Поречье составляет 3,52 км, но уж точно не больше, чем в два раза.

Это еще далеко не все замечания, которые жители Пореченской волости перечислили в письме к Путину. Но реакции непосредственно из администрации президента они вряд ли дождутся. 

«Ваше обращение на имя Президента Российской Федерации, направленное 17.06.2016 г., полученное 20.06.2016 г. в форме электронного документа и зарегистрированное 20.06.2016 г. за No 653097, рассмотрено и направлено в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в целях объективного и всестороннего рассмотрения с просьбой проинформировать Вас о результатах рассмотрения (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года No 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»)», - такой пришел ответ из Кремля.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.