Регион

«Вот, терпим их»

У Псково-Изборского музея-заповедника возникли проблемы с охраной объектов ЮНЕСКО
Денис Камалягин Денис Камалягин 06 февраля 2020, 15:40

В начале января после долгих мытарств с предыдущей частной охранной организацией музей-заповедник привёл на объекты новую, у которой оказались проблемы как с документами, так и с «мёртвыми душами». Ну, не за ручку привёл, разумеется: в сложившейся системе оплаты труда, когда учреждение находило только 3/4 от суммы цены контракта, реальная организация выйти на конкурс не может, потому что обеспечить зарплаты сотрудников за такие деньги нереально.

Из любви к искусству

Проблемы с охранными предприятиями у государственного музея-заповедника уже не первый год: как минимум последние три года фирмы жалуются на недофинансирование и постоянную просрочку платежей. Компания «Зенит Плюс», которая последнее время занималась охраной объектов музея, регулярно обращалась в администрацию Псковской области с сообщениями о просрочке: например, в конце 2017 года вице-губернатор Татьяна Баринова подтверждала задолженность музея в размере 4,3 млн рублей и сообщала, что деньги музею из бюджета выделены.

Проходил месяц, а иногда и больше, но музей денег так и не переводил, истребовать их приходилось досудебными претензиями.

Другой постоянной проблемой стало недофинансирование работ по охране музейных объектов: УФАС не единожды возбуждало дела об административном правонарушении против бывшего директора музея Юрия Киселёва - за заключение контракта по цене, ниже указанной в документации. 

«Наша фирма была вынуждена соглашаться на заниженные контракты, потому что музей всегда ссылался на нехватку денег», - рассказывает директор ЧОО «Зенит Плюс» Владимир Тараканов. Он показывает документы с обоснованием начальной цены контракта: там указано, что начальная цена контракта должна составлять 12,4 млн рублей, однако «с учётом выделенных лимитов» заказчик со ссылкой на Бюджетный кодекс снижал его стоимость до 9,95 млн рублей. 

Предприятие и в 2017, и в 2018 годах пыталось обжаловать эти документы в администрации Псковской области (учредитель музея), однако чиновники не находили нарушений. В частности, руководитель аппарата администрации Сергей Дмитриев заявил «Зенит Плюс», что закупка товаров, работ и услуг по ценам ниже рыночных отвечает принципу эффективности и законом не запрещена.

«Проблема не только в доведённых лимитах, - уточняет Тараканов. - Сам расчёт цены контракта, на наш взгляд, сделан с ошибками: определяя среднюю цену заказчик, например, берёт не три предложения на рынке, а одно предложение и стоимость двух предыдущих контрактов. А как же инфляция? Ну и банальные ошибки при расчёте круглосуточных постов: в документации учитываются два круглосуточных поста у Палат Постниковых и Варлаамовского угла, а в расчёте цены контракта это только один пост, и там, и там. В итоге контракт «усыхает» на несколько сотен тысяч рублей».

На все вопросы в комитет по культуре фирме предлагали либо держаться, либо не работать: сфера культуры вечно недофинансирована.

К концу 2019 года вопрос недостаточного финансирования стал ещё более острым в связи с давлением властей и надзорных органов. «Оплата по контракту была уже заметно ниже рыночной, ни одна организация ни с нами, ни с другими охранными предприятиями на таких условиях не работает, стоимость человека-часа у других заметно выше», - уточнил Владимир Тараканов.

А в конце октября директора предприятия на заседание комиссии по зарплатам пригласил замглавы Псковского района Святослав Колинко: причиной стали зарплаты ниже среднеотраслевого уровня.

За «Русь» упрусь

В 2019 году ситуация поменялась: в учреждение, которые превратилось в новый объединённый Псково-Изборский музей-заповедник, пришёл новый руководитель Александр Голышев, который, видимо, решил не возиться с «сутяжниками», а решить проблему, сменив подрядчика. Новый конкурс проводился в декабре, и на него вышла ещё одна охранная организация - «Русь изначальная», аффилированная с бизнесменом Игорем Голобородько. «Русь» и раньше принимала участие в контрактах по охране музейных объектов, но её заявки признавались несоответствующими. Но не в этот раз.

И.о. директора Псково-Изборского музея-заповедника Александр Голышев. Фото: gtrkpskov.ru

«Мы начали участвовать в аукционе, но конкурент всё снижал и снижал цену, и мы просто остановились, потому что дальше участвовать было бессмысленно: это работа не просто в убыток, а в заметный убыток. Уже стартовая цена контракта была бы просто работой в ноль, а со снижением и говорить нечего», - рассказал «Псковской губернии» Тараканов.

В итоге «Русь изначальная» выиграла контракт по охране музейных объектов (всего их 14 - в Пскове, Елизарово, Любенске, Вечаше, Наумово и Полибино) за 11,7 млн рублей, скинув со стартовой цены контракта 5 процентов.

«Мы были удивлены, конечно, потому что знали: у конкурента практически нет профессиональных сотрудников, но что ж... Но стали параллельно проверять документы, и не поняли что происходит», - вспоминает директор «Зенит Плюс». 

Речь идёт о документах ЧОО «Русь изначальная» со списком сотрудников, задействованных для охраны музейных объектов. Там оказались не только мёртвые души, но и действующие сотрудники ЧОО «Зенит Плюс». Список был заверен в Управлении Росгвардии по Псковской области (есть в распоряжении редакции).

Усы и хвост мои документы

«Самое интересное началось, когда нам надо было передавать объекты: от «Руси» стали приезжать какие-то люди без документов, не проинструктированные. Мы требовали с них документы, они обещали привезти их потом. В итоге в Пскове мы вызвали замдиректора музея по безопасности Сергея Фёдорова и объяснили ему, почему не допустим на объекты нового подрядчика. Часть объектов просто закрыли на замок и всё. В итоге часть наших сотрудников встретила Новый год в спорах, как уходить с объекта», - рассказывает Тараканов.

Особенно удивила Владимира Тараканова беспечность музея и чиновников с учётом того, что часть охраняемых объектов (например, ансамбль Кремля и Мирожский монастырь) вошли в список всемирного наследия ЮНЕСКО, и банальный скандал с охранным предприятием в любой момент может превратиться в международный. «У сотрудников, которым мы должны были передать объекты, так и не было нормальных документов, поэтому музей сначала подписал с нами допсоглашение на неделю, потом ещё две недели - до 15 января. Потом вроде бы они разобрались, но нормально работа, насколько мне известно, так и не организована. Часть объектов закрыта на замки, где-то, как, например, в Мирожском монастыре, один сторож на все времена, он там живёт просто», - смеётся Владимир Тараканов.

Замдиректора музея-заповедника по безопасности Сергей Фёдоров, слыша вопрос о «Руси изначальной», грустно говорит, что тема - не для разглашения и любезно предлагает написать запрос. Директор усадьбы Римского-Корсакова Евгений Барканников более словоохотлив и рассказывает, что музейщикам приходится терпеть. «Проблем с ними нет, они нормально работают, правда, не все имеют надлежащие документы. Часть людей работала охранниками раньше, другая, скажем так, проходит практику. Вот, терпим их. А у нас выбора нет. Фирма выиграла тендер, мы с ней работаем. А без охраны оставить объект нельзя», - констатирует он.

Остальные управляющие музейных объектов комментировать ситуацию отказались, ссылаясь на распоряжение Александра Голышева, запрещающее беседовать со СМИ. Речь идёт, видимо, о приказе от 20 января (см. ниже), который не рекомендует пересылать в СМИ информацию о событиях без согласования с руководством, но работники заверяют, что это касается любого общения со СМИ (телефонные разговоры есть в распоряжении редакции). 

Деньги или приз? И то, и другое

На что рассчитывала ЧОО «Зенит Плюс»? Видимо, на то, что руководство государственного Псково-Изборского музея-заповедника осознает свою ошибку и расторгнет контракт с недобросовестным поставщиком, видимо. Но это вряд ли: 22 января музейное руководство вдруг прозрело, поняв, что денег на охрану объектов недостаточно, и подписало с ЧОО «Русь изначальная» дополнительное соглашение, увеличив сумму контракта на 1,2 млн рублей - до 12,9 млн рублей. 

Большой такой привет контрактной системе. Но «Русь изначальная» решила довести эту историю до полного сюра и точно в день подписания первоначального контракта - 24 декабря - взяла на баланс предприятия в лизинг автомобиль представительского класса Mercedes-Benz GLS 400 D 4matic со средней рыночной ценой в 7 млн рублей.

Зачем он частному охранному предприятию, можете пофантазировать самостоятельно.

«Псковская губерния» направит соответствующие запросы для проверки контракта в музей-заповедник и другие структуры.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.