Статья опубликована в №37 (859) от 27 сентября-03 октября 2017
Колонки

Один день Ивана Николаевича

Почему после выборов главы Пскова хочется помыться?
Денис Камалягин Денис Камалягин 21 сентября 2017, 20:30

В выборах главы Пскова, которые прошли 22 сентября, нет абсолютно ничего важного, кроме букв. Не тех, из которых складывались слова кандидатов на пост главы Пскова и других депутатов – сессия вообще превратилась в словоблудие и споры: хорош Андрей Турчак или плох. А в те буквы, которые оказались в бюллетенях за Ивана Цецерского: единороссы, голосуя за главу Пскова, проставляли в бланках буквы, отчитываясь перед начальством, кто как проголосовал.

В истории современной псковской политики много позорных страниц: это, пожалуй, единственное, что даёт возможность воспринимать то, что произошло на выборах главы Пскова, спокойно. Снятие с поста и возвращение на пост главы Пскова Ивана Цецерского в конце 2011 года, переголосование по «Закону Димы Яковлева» в 2012-м, разрешение постфактум областными депутатами застройки в Овсищах выше законных норм в 2013-м, ставшее знаменитым на всю страну изгнание Льва Шлосберга из депутатов в 2015-м и замалчивание в том же году «дела Кашина», ярая поддержка, а потом столь же быстрая «сдача» бывшего вице-спикера парламента Михаила Гавунаса – перечислять можно очень долго.

22 сентября депутаты Псковской городской думы голосовали за главу Пскова буковками. Не галочкой, не крестиком, а буковками. Члены счётной комиссии обнаружили в бюллетенях, поданных за Ивана Цецерского, не галочки или крестики, а буквы, причём разных цветов - чтобы «дурь каждого видна была». Каждый из депутатов в бюллетене продемонстрировал, за кого он проголосовал.

Олег Брячак полсессии просил депутатов принять в рамках сессии решение, чтобы все голосовали одной ручкой, ставили только галочки и не брали с собой телефоны – чтобы не фотографировать бланки. Иван Цецерский попросил коллег оставить телефоны на столах – разумеется, в чём смысл фотографировать разные буквы?

Для легитимности выборов действительно достаточно было сделать только одно – согласиться поставить галочки, сделать голосование унифицированным. Вполне логичная просьба, да и все обычно ставят в бюллетенях либо галочку, либо крестик, либо неприличные символы как отношение к власти. Но не буквы и не все дружно.

Депутаты-единороссы отказались ставить галочки, несмотря на то, что сделать это было проще простого. Председатель областного избиркома Николай Цветков расплывчато ответил, что депутаты могут ставить в квадратике напротив любой значок, который захотят («Петросян» нового созыва Денис Иванов, например, сказал, что хотел бы нарисовать в квадратике купола). На вопрос Цецерского, можно ли в графе за кандидата расписаться – он сам хотел поставить свою подпись, - Цветков мягко намекнул, что это, дескать, делать не стоит: тогда, мол, можно понять, кто это проголосовал.

Иван Цецерский, расписаться в бюллетене? А репродукцию «Мона Лизы» вы не хотели там изобразить?

Ставить в бюллетене первые буковки своих фамилий Николай Цветков не запретил, это нормально: логичное желание – проголосовать буковкой. Каждый из нас приходит на участок и ставит напротив кандидата буковку, ну кто ж из нас не испытывал такое желание?

В итоге Иван Николаевич, за главу города П. проголосовали целых четыре Б, один Г, одна П, еще один П, а ещё Ф, Н, С, И, В, М и два Т. Ну, и Ц, конечно.

И тут, конечно, целая масса важных политических вопросов. Например, уважаемые братья Барабановы, как вы делили буквы с депутатами Болотиным и Беловым? Писали Б-1, Б-2, Б-3 и Б-4? Или по цвету ставили разные буковки, как в фильме «Кин-дза-дза»? Хоть приседать не нужно было в этот момент? Нам из-за кабинки было не видно.

Выступление Олега Брячака на первой сессии 6-го созыва. Фото: Артём Аванесов.

Вообще, депутатам представилась редкая возможность почувствовать себя героями произведения Солженицына «Один день Ивана Денисовича»: у главного героя, например, был номер «Щ-854», а вот номера депутатов нам, к сожалению, так и не удастся узнать: бланки прессе не показали, даже ленту специальную повесили, чтобы журналисты во время голосования к кабинке близко подойти не могли – так в микрофон заявил глава города Ц.

После выборов новый-старый глава Пскова поблагодарил своих коллег-единороссов за знание алфавита за поддержку и едко так добавил, мол, некоторые перед выборами заявляли, что вас будут скупать, ломать и перевербовывать, но вы не поддались. Что-то там было ещё про кремень.

Господин Ц., откуда, по-вашему, Олег Брячак и его коллеги узнали, что вместо галочек единороссы будут ставить буковки? Ему это приснилось, как таблица Менделеева?

И «Единая Россия», и объединённая оппозиция устроили самые грязные выборы в Пскове за последнее время – о чём и сказал вам депутат от «Яблока» Артур Гайдук. Но вы не остановились, вы пошли дальше: вы устроили и грязные выборы главы Пскова. Да, господин Ц., каждый депутат, который голосовал в бюллетене буковкой, оказался слаб. Но так он платил за вашу слабость.

Формально закон не нарушен, да. Почему-то мы очень часто так говорим в последние годы: вышло всё по-свински, но формально закон не нарушен.

Для нас, журналистов, в меньшей степени имело значение, кто выиграет. Скажу больше – после того, как новые депутаты заговорили, возникло некое недоумение: если не брать самого Брячака, остальные депутаты объединённой оппозиции пока вызвали скорее большое недоумение, нежели надежду на перемены. С такой командой, которая пока мало разбирается и в законах, и в фактах, управлять областным центром (мягко говоря) очень непросто. Но у такой пока непрофессиональной команды надо спокойно и без нервов выигрывать в честной борьбе. А честно вы выиграть не смогли.

Но вам теперь с ними работать. И вместе развивать наш пост-исторический город П.


Чтобы оперативно следить за самыми важными новостями, подписывайтесь на наши группы «ВКонтакте», «Телеграме»«Твиттере» и «Фейсбуке».

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.