Статья опубликована в №48 (920) от 26 декабря-15 января 2018
Колонки

Особые люди

Наш доморощенный «шпион» Михаил Петров написал в «ПГ» поздравление «особистам» в День контрразведки
Михаил ПЕТРОВ Михаил ПЕТРОВ 19 декабря 2018, 19:00

Как говорил один мой друг: «Когда Миша кого-то поздравляет с днём рождения, он говорит исключительно о себе». Не стану нарушать традиции. К тому же у меня тоже день рождения 19 декабря, как и у виновницы торжества.

Итак, сто лет военной контрразведки отмечается сегодня в России. Мой опыт общения с ними ограничивался тем резонансом, что получила акция детского рисунка на заборе воинской части. Только мы ушли, прибежал «особист», принялся дорисовывать «под статью», фиксировать на фотоаппарат, замерять с рулеткой и потом побежал в управление с требованием наказать Петрова, ибо мы сами его накажем.

Затем с «мёртвых» аккаунтов пошли письма полные нежности и любви ко мне, к моей матери и всем близким. В это время солдатики оперативно смысли рисунки. Переодетые солдатики кружили у подъезда, чтоб лично выразить признательность мне. Этим вступлением я хочу отметить, что органы государственной безопасности в войсках в частности и, в общем, во всех структурах управления, выполняют на сегодня одну задачу: выявление, предотвращение и пресечение созданий условий к насильственному свержению власти. То есть, в первую очередь - это орган политической безопасности в войсках. О пресечении наркотрафика в войсках и прочих подвигах пусть пишут другие. У кого есть другой опыт.

Так было не всегда: был короткий промежуток времени с 90-х по «нулевые», когда «особисты» занимались непосредственно контрразведывательной деятельностью. В советские времена, когда, собственно, и были созданы органы военной контрразведки, они также имели функции сегодняшнего политического сыска.

Методы не меняются в принципе. Например, едет студент в армию, идёт писарем в штаб, комсоргом, его «полосатит» контрразведчик за оцинкованной двойной дверью (ведь надо знать настроения офицеров, что творится в штабе, как хранятся документы, когда «особист» выходит за дверь). И вот он уже «шкурка». И это навсегда.

Фото: Дмитрий Марков.

Он демобилизовался, возможно, стал преподавателем вуза или известным политиком, возможно, даже лидером оппозиции, и вот вспоминается работа давно уже ушедшего «особиста», давно уже спившегося где-нибудь на обломках империи. И «оппозиционер» уже становится не только оппозиционером.

Да, все совпадения случайны.

И перед тем, как перейти, собственно, к истории создания органов безопасности в войсках , подытожу: орган сей есть часть общей системы политической, внутренней безопасности на сегодня.

Итак, о истории создания военной контрразведки России. И это вовсе не 19 декабря 1918 года. А скорее 12 мая того же года, когда директивой Высшего военного совета были созданы в воинских формированиях РККА отделения по борьбе со шпионажем. И уже 19 декабря на их основе были созданы особые отделы ВЧК. Отсюда кстати и пошло «особист». Но это история страны, которой уже нет. Хотя... Да, я хотел бы акцентировать внимание на том, что разведка и контроразведка существовали еще до Ленина в нашей стране. Они существовали вообще до исторического материализма. Находясь в местах лишения свободы, я оказался только с Библией. И я изучал её на протяжении полугода и сделал собственное заключение: это учебник по диверсионно-подрывной работе.

Штирлиц и Христос - коллеги.

При царе-батюшке наряду с разведкой существовала и контрразведка, в том числе, и военная. Первые специальные службы в России появились в XVII веке. Однако никакой конкретной специализации у российских рыцарей плаща и кинжала долгое время не было. Приказ тайных дел, Преображенский приказ, Тайная канцелярия и Тайная экспедиция занимались всем понемногу: борьбой с разведкой «иноспецслужб», пресечением коррупции и казнокрадства. Да и там военные контрразведчики занимались обеспечением безопасности монархического строя.

Фото: Дмитрий Марков.

Но должность сия не пользовалась уважением, как пишут некоторые историки «в офицерские собрания не приглашались». Системно, конечно, уже как постоянный орган военная контрразведка появилась в Гражданскую войну. Причём с обоих сторон. Но модель красных особых отделов сохранилась до сих пор. При монархии эти обязанности выполняли и жандармерия, и даже министерство иностранных дел.

Ну и как же обойти «СМЕРШ»: в начале 1941 года особый отдел вывели из состава НКВД и передали армии, но сразу после начала Великой Отечественной войны, в июле того же года, «особистов» вернули в Наркомат внутренних дел. В ходе первого этапа компании, по словам экспертов, был выявлен ряд фактов, указывающих на то, что работа военной контрразведки в составе НКВД является недостаточно эффективной, и в апреле — мае 1943 года на базе особых отделов были созданы отдельные подразделения Наркоматов обороны, военно-морского флота и внутренних дел, названные «Смерть шпионам!», или сокращённо «СМЕРШ». К советскому периоду возвращаться не стану да вы его можете наблюдать, чувствовать и так. Органы безопасности, «око государево» сейчас во всем и везде и там, где его ждешь менее всего знай: именно там оно и есть. Но это другая история, и не время о ней. Пользуясь случаем, поздравлю всех честных, от слова «честь» сотрудников госбезопасности. Сохраняйте чистые руки, не пускайте « дураков, но верных». 

С пламенным приветом из солнечной Португалии «Берег»


Чтобы оперативно получать основные новости Пскова и региона, подписывайтесь на наши группы в «Телеграме»«ВКонтакте»«Яндекс.Дзен»«Твиттере»«Фейсбуке» и «Одноклассниках»

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.