Статья опубликована в №37 (508) от 22 сентября-28 сентября 2010
История

Живые люди

Сюжет ГТРК «Псков» и публикации «Псковской губернии» о драматическом перезахоронении советского солдата вызвали многочисленные отклики
 Редакция 22 сентября 2010, 00:00

Сюжет ГТРК «Псков» и публикации «Псковской губернии» о драматическом перезахоронении советского солдата вызвали многочисленные отклики

В минувшем выпуске «Псковская губерния» опубликовала три материала, посвященные неожиданной и драматической ситуации с перезахоронением советского солдата, погибшего, очевидно, в самом начале войны около деревни Белые Ключи Себежского района. Местные жители, Иван и Людмила Леоновы, несколько лет пытались добиться от районных и волостных властей содействия в достойном перезахоронении солдата, но безуспешно. Только обращение в прессу и непосредственное участие журналистов в решении проблемы позволило ситуации разрешиться. Но – так, что память об этом уже стала частью истории. Далеко не радостной [ 1 ].

Напомним, что псковские телевизионщики выехали в Себежский район в ответ на обращение местных жителей, опубликованное в интернете.

Они лично (по телефону) известили заместителя главы Себежского района Николая Ковалева (он исполняет обязанности главы района в период длительного отпуска завершающего свои полномочия Владимира Афанасьева) о поездке: цели, маршруте и месте нахождения. Их сопровождал председатель военно-патриотической поисковой общественной организации «След Пантеры» Константин Буевич.

По прибытии на место и проведении раскопок информация подтвердилась: останки солдата, скорее всего, погибшего около Белых Ключей в самом начале войны, были найдены. Имя его установить пока невозможно и едва ли будет возможно: никаких опорных данных нет.

Останки солдата собрали в коробку и передали главе Сосновоборской поселковой администрации Василию Зинёву. Он их принял.

Не успели журналисты далеко отъехать от Себежа, как получили телефонное сообщение от шеф-редактора ГТРК «Псков» Ольги Волковой: ехать назад в Сосновый Бор и забирать останки солдата. В ее присутствии Николай Ковалев сказал координатору псковского телевидения Екатерине Давыдовой (она занимается переговорами и организует визиты журналистов) буквально следующее: «Столько лет лежали в земле, есть не просили, и еще столько же пролежат. Вы его откопали, вы и хороните».

Глубоко потрясенные и шокированные журналисты вернулись в Себежский район и забрали с собой останки погибшего красноармейца. Пока они ехали до Острова (это примерно два часа), Екатерина Давыдова связалась с директором расположенного в Острове Военно-исторического музея Псковской области Петром Гринчуком, который немедленно согласился принять останки солдата для захоронения их на территории мемориального комплекса «Линия Сталина».

Собственно, вот вся печальная и одновременно светлая история.

Почему печальная – объяснять не надо.

Почему светлая?

Потому что и в начале XXI века нашлись люди, для которых останки неизвестного ныне советского солдата – своё, кровное, родное.

Не по указанию свыше, а по велению сердца.

Сюжет «Себежский солдат» вышел в эфир ГТРК «Псков» в пятницу, 10 сентября, в программе «Вести. Псков», а также в воскресенье, 12 сентября, в итоговой программе «Вести. События недели».

Про сюжет многие слышали, но не все видели. В понедельник в редакцию «Псковской губернии» позвонили жители Себежского района и попросили нас уточнить, что было показано в эфире.

Автор сюжета журналист Ирина Коваленко рассказала нам о всех деталях драматичной командировки [ 2 ].

Редакция «Псковской губернии» в знак благодарности супругам Леоновым за их подвижническую деятельность и солидарности с коллегами из ГТРК «Псков» перепечатала стенограмму сюжета и дала его ключевые кадры [ 3 ], сопроводив материал редакционной вводной статьей и развернутым комментарием Ирины Коваленко.

Когда публикации в «Псковской губернии» еще только готовились к печати, история получила отражение на сайте губернатора Андрея Турчака.

Дискуссию открыл участник Павел Лапшов, перепечатавший во вторник сообщение сайта skobari.ru «Администрация Себежа отказалась хоронить красноармейца, ссылаясь на затратность».

Пик дискуссии на губернаторском сайте пришелся на среду, день выхода в свет публикаций в «Псковской губернии».

Дискуссия получилась насыщенной и острой. Ветка собрала почти 900 просмотров.

Основными ее участниками стали Павел Лапшов (себежанин, живущий в Московской области), директор филиала ЗАО «МАКС-М» в Пскове Алексей Егоров, и автор сюжета, журналист Ирина Коваленко.

Показательно, что в разговоре вынужден был принять участие формально находящийся в отпуске глава Себежского района Владимир Афанасьев, который попытался косвенно оправдать своего подчиненного, ссылаясь на нарушение журналистами юридического порядка раскопок останков солдата. Очевидно, что реплики Николая Ковалева на сайте губернатора появиться не могло.

Между тем для г-на Афанасьева ответ в «солдатской» ветке оказался первым сообщением на сайте губернатора (было в этом году еще одно, по состоянию себежских дорог, но тогда ответ был подписан его заместителем Людмилой Гребневой).

«Псковская губерния» приводит для сведения читателей фрагменты этой дискуссии, считая ее показательной для обсуждаемой проблемы.

Редакция

Администрация Себежа отказалась хоронить красноармейца, ссылаясь на затратность
14.09.2010 15:01

Павел Лапшов

«Уважаемый господин Губернатор!

Как Вы можете прокомментировать решение Администрации Себежского района об отказе в захоронение павшего за свободу и независимость нашей Родины красноармейца?»

Ольга Смирнова 14.09.2010 20:03#

«Действительно, очень хочется, чтобы данный вопрос был не только прокомментирован, но и решён в самые короткие сроки!!! Со слезами смотрела данный репортаж, похоронить по-человечески не могут человека, который за наше будущее сражался! Администрации Себежского района не стыдно за такие поступки?»

Алексей Егоров 15.09.2010 11:48#

«Павел! А когда именно был получен отказ от себежских властей? И в каком виде? Из текста это не понятно».

Алексей Старков [ 4 ] 15.09.2010 12:58#

«В Белых Ключах две могилы:

1. Одна у Ивана на огороде. Как я понял, она когда-то была частично раскопана и именно о ней идет речь в статье.

2. На опушке леса в 160 м к северу от деревни. Могила отступавшего красноармейца, застреленного немцами».

Татьяна Смирнова 15.09.2010 14:29#

Председатель Комитета по вопросам местного самоуправления Администрации области

«Согласна с каждым словом, сказанным выше. Мне стыдно за действия Администрации Себежского района. Конечно, объяснение об отсутствии денег — надуманная проблема. Никакие проблемы в законодательстве не могут оправдать непринятие решений в данном случае, особенно учитывая состояние немецкого кладбища в г. Себеже. Думаю, Администрация Себежского района исправит ситуацию».

Павел Лапшов 15.09.2010 16:18#

Заместитель главного врача по АХЧ

«Репортаж я, к сожалению, не видел. Может кто-то с ВГТРК или посмотревших сюжет прокомментирует более подробно? Ситуацию, если это предательство можно так назвать, уже не исправить. Я связался с Гринчуком Петром Михайловичем. Он мне сообщил, что останки красноармейца вместе с другими обнаруженными останками подготовлены к захоронению на территории мемориального комплекса «Линия Сталина». Отделить его теперь не представляется возможным...

Подобные действия чиновника нельзя оставлять безнаказанными. На мой взгляд, власти области должны провести служебную проверку и принять соответствующие результатам проверки оргвыводы...»

Алексей Егоров 15.09.2010 16:40#

Директор филиала ЗАО «МАКС-М» в Пскове

«Павел! 8 сентября Петру Михайловичу Гринчуку (к сожалению, не знаю, кто это, уверен что достойный человек) позвонил некто с псковского телевидения. Только это следует из текста. А мой вопрос конкретно сформулирован, повторюсь, «когда именно был получен отказ от себежских властей? И в каком виде?» Если у Вас есть информация, сообщите нам, пожалуйста. Если нет, то Ваши выводы, мягко сказать, ни на чем не основываются. Мы ведь читаем только то, что Вы пишете».

Павел Лапшов 15.09.2010 17:47#

«Алексей, Пётр Михайлович Гринчук, директор ГУК «Военно-исторический музей Псковской области».

Алексей Егоров 15.09.2010 18:02#

«Павел!!! Когда именно был получен отказ от себежских властей? И в каком виде? Ответьте, пожалуйста! То что Пётр Михайлович Гринчук, директор ГУК «Военно-исторический музей Псковской области», это очень хорошо, но я об этом не спрашивал. Давайте уважать друг друга. Не хотите отвечать или не знаете ответа так и напишите!!!

…Вы определитесь с чем не согласны? С законом или с его неправильным (возможно) трактованием? Я так понял, что с законом вы не согласны... тогда это не к Ковалеву».

Павел Лапшов 17.09.2010 10:25#

«Напомню, что Н.И. Ковалев является лицом официальным. Я внимательно изучил закон. Никаких препятствий чиновнику муниципального образования в принятии на сохранение останков и проведении их захоронения нет. Более того, он нарушил этот закон в данном случае несколько раз».

Алексей Егоров 17.09.2010 10:56#

«И еще, если Вы считайте Ковалева официальным лицом, то и обращайтесь к немцу официально, а не по телефону и через координатора. Тогда не будет лишних вопросов у таких как я, например. Мы читаем массу статей, где в качестве доказательства размещаются официальные ответы чиновников, их нелепые резолюции и т. д. В данных статьях ничего подобного нет, поэтому с высокой долей вероятности я предполагаю, что их нет. Раз Вы общенародно обвиняете человека в чем-то, то кроме своих мыслей, по моему мнению, должны быть и неопровержимые факты».

Алексей Егоров 16.09.2010 14:11#

«Павел! В конфликте всегда виноваты обе стороны. Координатор, который упомянут в статье и репортаже, просто не справился со своими обязанностями и не скоординировал действия. Если люди берутся за такое благородное, нужное и важное дело, а тем более если они планируют совместную работу с администрацией, то еще до выезда бригады ГТРК все вопросы должны были быть согласованы и скоординированы, причем в рамках законодательства. Уверен, что работники ГТРК способны согласовать любой вопрос на любом уровне, если захотят. Ведь так? Если, конечно, целью репортажа был не скандал, а придание останков погибшего солдата земле. И что бы потом не жалеть я бы на месте Ирины Коваленко лично бы встретился с Ковалевым Николаем Ильичем и выяснил бы причины побудившие его сделать то о чем Ирина узнала со слов других людей. Никого не хочу ни винить, ни оправдывать, скажу только, что возможность пояснить ситуацию есть только у одной стороны. Ни в репортаже, ни в статьях Ковалеву слова не дали. Надеюсь не специально.

Павел Лапшов 16.09.2010 14:42#

«Алексей, спасибо. Теперь мне Ваша позиция ясна. Также мне совершенно понятно, что Вы не читаете публикации, предлагаемые по ссылкам.

Корреспондент АиФ пишет о том, что он предлагал Н. И. Ковалеву, к слову сказать, первому заместителю Главы Себежского района, исполняющему в настоящий момент его обязанности, высказаться по данному вопросу. Однако он от комментариев отказался. На момент создания темы не был известен конкретный чиновник, поэтому применялось достаточно обширное понятие Администрация. Теперь все точки над «i» расставлены. И если ответа не последует, то я сделаю вывод, что ни прокурор Себежского района не читает этот сайт, а сам его владелец...

В неудобное положение людей ставят их действия или бездействия, а не обсуждение оных».

Алексей Егоров 16.09.2010 15:13#

«…Из статьи следует, что он не будет комментировать, потому что ничего об этом не знает. Ничего об этом не могу сказать, может это и так ,а может и нет, НО кроме корреспондента АиФ с Ковалевым (как я понял из всего прочитанного на сайте и в газетах) разговаривала по данному вопросу только координатор, который как я писал раньше ни о чем с ним не договорилась, а может и не звонила, а может и не с ним говорила... мы это никогда не узнаем, если конечно записи телефонного разговора у Вас нет. Поэтому и обсуждать, беря на веру слова одной стороны и игнорируя слова другой, было бы неправильно нам с Вами. Не так ли?»

Ирина Коваленко 16.09.2010 17:07#

«…Не могла не отреагировать на Ваши высказывания о том, что, разговора телефонного, возможно, вообще не было. Он был! И не раз в течение дня. Смею Вас заверить, что кроме координатора, который разговаривала с Ковалёвым, его лично слышала шеф-редактор. Это во-первых. Во-вторых, наша компания называется не «Желтая газета» или «Бульварные сплетни», а филиал ВГТРК «ГТРК Псков». Мы работаем в серьёзной компании и представляем телеканал «Россия». Предположения о том, что мы лжем в отношении ТАКИХ слов заместителя главы администрации, лично для меня просто оскорбительны, как и для остальных сотрудников компании. Записи разговора у нас нет, но в случае необходимости мы можем предоставить распечатку звонков с телефона координатора (если Вы все еще предполагаете, что разговора не было вообще).

В отношении останков и вызова милиции. Леоновы могилу целиком не раскапывали и не были уверены – есть ли там останки. Повторяю в сотый, наверное, раз за неделю — они не раз и не два обращались в самые разные районные инстанции с просьбой проверить, есть ли там останки и если есть, извлечь».

Алексей Егоров 17.09.2010 11:13#

«Ирина! Вообще удивительно, Вы как корреспондент, едите на съемки репортажа о раскопках могилы бойца, погибшего во время ВОВ, и его последующего торжественного (или нет) перезахоронения. Обстоятельства складываются так, что Ваши планы, по каким-то причинам круто меняются, и в репортаже появляется материал о «крайне некорректном» поведении представителя власти. Т.е. вместо патриотического сюжета Вы собираетесь сделать сюжет о том «какая у нас власть плохая». И при всем при этом Вы, профессионал, даже и не встречаетесь с этой властью. Мне это кажется Вашей ошибкой. Я не предполагаю, что Вы лжете, перечитайте дословно мои посты. Я говорю, что Вы в сюжете обрушиваете свой гнев и обвинения на живого человека и основываетесь на чужих словах. Я не журналист, но мне кажется, что это неправильно».

Ирина Коваленко 17.09.2010 15:51#

«Алексей, поспорю с Вами в отношении встречи с властью. Мы встречались и общались с главой волости — Зинёвым. Он, замечу, тоже представляет органы местной власти. И он озвучил официальную позицию властей — «Закон есть закон». И это представлено в материале.

Николай Ильич Ковалёв тоже чётко озвучил свою позицию по телефону (и об этом я узнала не от «чужих людей», а от коллег — мы работаем в тесной связке, одной командой, и у меня нет причин не доверять им). Заместитель главы администрации ясно дал понять, что не хочет идти с нами на контакт. И, наверняка, понимал, что его слова могут быть озвучены.

Я целиком с Вами согласна, в том, что Ковалёв – живой человек. Но заверяю Вас — у нас не было намерения порочить его репутацию и вступать в конфликт. Но и замалчивать ситуацию, чтобы избежать конфликта, мы не намерены».

Владимир Афанасьев 17.09.2010 10:59#

Глава Себежского района

«В Себежском районе традиционно уважительно относятся к памяти погибших в годы Великой Отечественной войны. На территории района неоднократно проводились перезахоронения погибших воинов. Данные мероприятия всегда проводились при участии Администрации района, общественности, ветеранов войны и детей.

Работы по перезахоронению останков погибших воинов, ввиду большой их значимости для ныне живущих, всегда планируются заранее, так как они, кроме отдания почестей павшим, имеют большое значение в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Деятельность по выявлению неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, последующему их захоронению (перезахоронению) является поисковой работой, которая регламентируется на территории Псковской области законом «О поисковой работе на территории Псковской области, захоронении(перезахоронении) останков защитников Отечества», который был грубо нарушен «телевизионщиками» и поисковиками.

Нормы закона, хотя, по словам автора и «мутного», но все-таки действующего на территории Псковской области были предусмотрены законодателем.

Представляется, что в данной ситуации кому либо — «телевизионщикам» ради повышения пресловутого рейтинга или поисковикам для увековечивания своих ратных дел необходимо было срочно разыграть останки погибшего красноармейца как фишку, не задумываясь о бережном отношении к памяти погибших, забыв о том, что добро говорит тихо, но значимо.

Администрация района сотрудничает и готова сотрудничать далее с поисковыми организациями и достойно проводить захоронения выявленных останков павших защитников Родины для передачи эстафеты Памяти подрастающему поколению, а не наскоком для горячего репортажа».

Павел Лапшов 17.09.2010 12:11#

«Здравствуйте, Владимир Васильевич!

Большое спасибо, что откликнулись, несмотря на то, что находитесь в отпуске. Очень приятно было прочитать Ваши теплые слова об увековечении светлой памяти погибших, о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Вот только я не могу с Вами согласиться, что отказ принять на хранение останки погибшего воина, а в дальнейшем их захоронить с подобающими почестями принесет наибольшую пользу в этом важном деле.

Вопрос, обращенный к Губернатору области, сводился к просьбе оценить конкретные действия (бездействие) администрации Себежского района (конкретного чиновника), а не оценки организации поисковой работы в Себежском районе в целом. Я и сам прекрасно знаю, что данная работа в районе проводится.

Действительно, Закон Псковской области от 9 января 2003 г. № 238-ОЗ «О поисковой работе на территории Псковской области, захоронении (перезахоронении) останков защитников Отечества» регламентирует проведение плановых поисковых и других мероприятий связанных с ними на территории Псковской области. Закон определяет права и обязанности всех сторон участвующих в этом процессе. Контроль за соблюдением законодательства в данной сфере, возлагается в т. ч. и на органы местного самоуправления. Ни один из пунктов закона не запрещает принять на хранение и произвести захоронение останки погибшего воина. Более того, закон четко определяет, что обязанность по осуществлению данных мероприятий возлагается на органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых обнаружены останки или захоронения.

Финансирование работ по выявлению неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, последующему их захоронению осуществляется за счет областного бюджета, местных бюджетов в соответствии с компетенцией органов государственной власти области, органов местного самоуправления, предусмотренных федеральными законами и настоящим Законом, а также внебюджетных средств и иных не запрещенных законом источников. Т. е. могли финансироваться из частных источников.

Еще один вопрос. Правда ли то, что в морге Себежской ЦРБ так же хранятся останки погибшего защитника Отечества?».

Ирина Коваленко 17.09.2010 16:11#

«Уважаемый Владимир Васильевич!

Спасибо за Ваши комментарии. Некоторые из них я позволю себе оспорить.

Уверяю Вас — у нашей компании (и лично у меня) не было намерения «повышения пресловутого рейтинга» и «розыгрыша останков, как фишки».

Напротив, изначально мы хотели сделать материал, в котором бы отразили всю работу муниципалитета в этом направлении. (Скажу более -именно этим изначально я и планировала закончить свой материал, если бы власти приняли останки и дали комментарий по поводу того, что дальше будут с ними делать, где перезахоронят и когда).

Мы много раз конструктивно сотрудничали с районными властями и, в том числе с Вашей помощью и при содействии местной власти, делали самые разные материалы. На сотрудничество мы рассчитывали и в этот раз. К сожалению, его не получилось.

Полностью согласна с Вами в том, «добро говорит тихо, но значимо», но в этом случае, как представители СМИ, мы не могли промолчать и не озвучить эту ситуацию».

Павел Лапшов 18.09.2010 12:05#

«Ирина, спасибо за Вашу жизненную позицию».

Лариса Соловьева 19.09.2010 09:23#

«Суть не в том, как сработали корреспонденты, а как сработали власти. Журналисты те же люди, а люди законов, о которых Алексей говорит, но ни на один конкретно не ссылается — не знают. Поэтому здесь вопрос в том, что пришли бы простые смертные к себежским отцам района, и так же бы остались с коробкой останков. Вопрос не в желании редакции сделать скандальный материал — поведение властей само по себе скандально! Так не должно быть. Не мы для властей, а они для нас. Они должны сами решать наши проблемы. А отказаться захоронить бойца, даже если для этого требуются бумаги и прочее — не имели права. И сомнения Алексея — а были ли телефонные переговоры — не уместны. Вы что, наших управленцев не знаете? Так все и было)))) Да и Ирина Коваленко — честнейший человек — вранье и скандалы — не ее амплуа. Просто легче сказать: все журналисты опять наврали. И успокоиться. Чем принимать меры и разбираться. И уж тем более, упаси Бог, наказывать кого-то)))))))))))»

Алексей Егоров 20.09.2010 11:45#

«Кто такой Алексей Егоров, станет понятно, если нажать на ссылку «Алексей Егоров. Меня не обязательно знать в лицо. Кто я, написано на моей страничке на этом сайте».

Лариса Соловьева 20.09.2010 12:10#

«Алексей — вы же не президент и не патриарх, чтобы вас в лицо знать))))))))) Мысли не допускаете, что вы персона неизвестная? Вы же вот за своих заступаетесь — и все у вас виноваты, только не чиновники. А я тоже не люблю, когда наших бьют».

Павел Лапшов 20.09.2010 17:42#

«Алексей, я тоже не знаю, кто Вы...

Надписи на Вашей страничке мне ровным счетом ни о чем не говорят.

Я с Вами «щи из одной миски не хлебал». Но посмею сделать Вам замечание, как мужчина мужчине. Это не совсем та тема и то место, где стоит выяснять личные отношения, тем более с дамой.

Спорить и обсуждать больше нечего!

Предательство чиновника осуждено на высшем уровне области не будет.

Нарушение им закона также спустили на тормозах. Мне все понятно...

Давайте оставим эту тему и светлую память о красноармейце в покое...

Спасибо всем за понимание.

С уважением, Лапшов Павел».

Редакция «Псковской губернии» благодарит всех, кто откликнулся на наши и наших коллег публикации и принял себежскую историю как свою личную.Солдат похоронен. Но это – далеко не последний солдат Великой Отечественной войны, останки которого находятся непогребенными на территории Псковской области. И это означает, что НИЧТО и НИКТО не страхует нас от повторения этой чрезвычайно тяжелой в моральном отношении истории.

 

1 См.: Л. Шлосберг. Мёртвые люди // «ПГ», № 36 (507) от 15-21 сентября 2010 г.; ГТРК «Псков». Себежский солдат. Стенограмма сюжета // «ПГ», № 36 (507) от 15-21 сентября 2010 г.; Ирина Коваленко: «Я была просто потрясена» // «ПГ», № 36 (507) от 15-21 сентября 2010 г.

2 См.: Ирина Коваленко: «Я была просто потрясена» // «ПГ», № 36 (507) от 15-21 сентября 2010 г.

3 См.: ГТРК «Псков». Себежский солдат. Стенограмма сюжета // «ПГ», № 36 (507) от 15-21 сентября 2010 г.

4 См.: А. Старков. Дважды убитые // № 24 (495) от 23-29 июня 2010 г. ; Л. Шлосберг. Главное – достроить дом? // № 34 (505) от 1-7 сентября 2010 г.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.