Статья опубликована в №37 (809) от 28 сентября-04 октября 2016
Регион

Без обременения

Жители Бежаницкой деревни Цевло лишились узкоколейки через день после выборов вопреки обещаниям властей
Людмила САВИЦКАЯ Людмила САВИЦКАЯ 29 сентября 2016, 18:58
Без обременения

20 сентября в деревне Цевло Бежаницкого района начался разбор узкоколейной железной дороги, по которой жители каждый год добирались на болото за клюквой и в лес за ягодами. Всё лето областная администрация обещала жителям сохранить узкоколейку хотя бы до конца осени. Сейчас заместитель губернатора Максим Жаворонков в социальных сетях «посыпает голову пеплом», а собственник дороги заявляет, что все его действия согласованы с региональными властями.

Ставшая знаменитой за последние несколько месяцев узкоколейная железная дорога появилась в Цевло в 70-х годах и до начала 90-х обеспечивала доставку торфа на Дедовичскую электростанцию. Позже предприятие перешло на газ, властям узкоколейка стала неинтересна, и её обслуживанием занялись местные жители — вырубали кустарники вокруг дороги, пытались самостоятельно чинить шпалы и каждый сезон на собственных дрезинах ездили на болото за клюквой и в соседние леса за грибами-ягодами.

В 2006 году узкоколейку решил купить торфобрикетный завод. Для оформления сделки глава Бежаницкого района Анатолий Трофимов сначала передал узкоколейку в хозяйственное ведение муниципальному предприятию «Услуга», которая занимается водоснабжением и водоотведением. Чуть позже МП «Услуга» получило от властей разрешение продать узкоколейку торфобрикетному заводу. Жители Цевло быстро сообразили, что добычу торфа в масштабах завода в районе организовать вряд ли удастся, а вот перспектива исчезновения дороги на горизонте замаячила довольно отчётливо.

Местное население инициировало несколько собраний, на которых жители предлагали заводу арендовать у предприятия узкоколейку, но представители  не соглашались. Конфликт попыталось решить Собрание депутатов Бежаницкого района: 30 ноября 2006 года избранники проголосовали за законопроект, первый пункт которого разрешал муниципальному предприятию Бежаницкого района «Услуга» продать узкоколейный путь № 2, расположенный на территории сельского поселения «Цевельская волость». По просьбе граждан обременив куплю-продажу объекта правом проезда граждан сельского поселения «Цевельская волость» по узкоколейному пути.

По информации жителей деревни Цевло, руководство МП «Услуга» в 2007 году при составлении акта купли-продажи с торфобрикетным заводом предпочло не указывать обременение о праве проезда граждан.

«Если бы решение Собрания депутатов об обременении было соблюдено, торфобрикетный завод мог бы продавать и перепродавать дорогу кому угодно, как угодно и сколько угодно, но разбирать её никто не имел бы права, и люди бы всё равно по ней ездили», — считает местный житель Павел Илларионов.

Этот канал в своё время был вырыт для перемещения вдоль болот на лодках, но он позволяет охватить лишь небольшой участок здешних мест. Фото: Артём Аванесов, Тимур Галимов / «ПГ»

Следующая перепродажа состоялась в июне 2016 года: новым собственником дороги стал Михаил Селивёрстов, который не скрывал, что собирается дорогу разобрать. Местные общественники подали заявление в районную прокуратуру и потребовали разобраться в том, почему МП «Услуга» провело сделку с нарушениями. Ответ прокуратуры был достаточно сухим, но вывод был однозначным: проблему можно решить лишь в судебном порядке («При продаже имущества в полном объёме учтено решение № 430 в части обременения купли-продажи объекта правом проезда граждан. В данном случае наличествует гражданско-правовой спор в части оспаривания договора, разрешаемый в суде в порядке гражданского судопроизводства». - ПГ). Гражданский кодекс предусматривает, что общий срок исковой давности по этому делу составляет три года, добавили работники надзорного ведомства.

«Мы начали уточнять и выяснили, что раз факт нарушения наших прав был установлен лишь в 2016 году, то срок исковой давности может длиться 10 лет, но проблема в том, что судиться у нас почти некому, — сознаётся Павел Илларионов. — Деревня глухая, грамотно писать заявления не каждый может. На адвокатов и юристов тут ни у кого денег нет, концы с концами еле-еле сводим. Мы рассудили так: раз обратились к самому губернатору и тот пообещал помочь, то всё решится и без суда».

Обращение к губернатору пришлось как раз на разгар избирательной кампании, и Андрей Турчак экстренно направил в Цевло своего заместителя Александра Кузнецова. Тот принял удар на себя: ему, кажется, пришлось выдавить из себя обещание, что без учёта мнения цевельчан окончательное решение не примут, до конца ягодного сезона дорогу разбирать не будут, а пожарная безопасность и транспортная доступность мест сбора ягод и грибов, охоты и рыбалки будут обеспечены в полном объёме при любом развитии ситуации.

Собственник узкоколейки Михаил Селивёрстов под концом ягодного сезона, очевидно, понимал конец выборов, поэтому дорогу начал разбирать 20 сентября. Наиболее продвинутые цевельчане тут же сообщили об этом в социальных сетях, где «Единой России» (список которой в Псковской области возглавлял Турчак) тут же припомнили остальные невыполненные обещания.

Спасать ситуацию вновь пришлось Александру Кузнецову, который обвинил Михаила Селиверстова в невыполнении июльских договорённостей.

«Мы договаривались, что дорога не будет разбираться до тех пор, пока не пройдёт пожароопасный сезон, пока не будут собраны грибы и ягоды, за которыми ходят местные жители, пользуясь этой дорогой. Кроме того, должен был быть предложен комплекс мероприятий по транспортной доступности в случае разбора узкоколейки. К сожалению, сегодня я констатирую факт, что не выполнено ни одно из этих мероприятий. Узкоколейку в одностороннем порядке собственник начал разбирать», — пожаловался «Псковской ленте новостей» вице-губернатор.

«Мне очень жаль, но вынужден посыпать голову пеплом. Я как один из руководителей областной власти не смог помочь жителям Цевло решить вопрос с узкоколейкой», — вторил ему в «Фейсбуке» замгубернатора Максим Жаворонков.

В Цевло к такому покаянию отнеслись без понимания. «Нас обманули, оставили без единственной дороги, без возможности ездить за клюквой. Хорошо хоть три недели до выборов пособирать её успели. Мы думаем, что не всё чисто здесь. Нам всем интересно, почему же демонтаж начался через день после выборов? И неужели у областного комитета такой маленький авторитет, что собственник нарушает их договорённости? Вообще, областное руководство отнеслось к этому факту прохладно. Мы звонили туда и 20, и 23 сентября, но никаких вразумительных ответов не последовало: всё сводится к тому, что виноват собственник, что он начал демонтаж в одностороннем порядке», — недоволен Илларионов.

«Мы с местными активистами предлагали рассмотреть несколько разных вариантов сохранения дороги. Например, сделать узкоколейную дорогу-музей. Такие примеры есть, а поскольку рядом заповедник, то это привлекало бы людей к достопримечательности. Или поставить приёмный пункт клюквы у торца дороги и поставлять её на предприятие по сублимации ягод и фруктов в ОЭЗ «Моглино». Люди по узкоколейке ездят за ягодой к неохраняемым болотам, и это не нарушило бы хозяйственного режима заповедника. В конце концов, на старых торфяных разработках можно сделать искусственные плантации клюквы, как в Весьегонском районе Тверской области, например. Но власти почему-то не стали рассматривать эти варианты», — недоумевает активист «Движения развития» из Москвы Серафим Мелентьев — именно он устроил обсуждение по проблеме Цевло с вице-губернатором Жаворонковым в соцсетях.

Здесь хранились технические принадлежности, необходимые для перемещения по узкоколейке, в частности дрезины. Фото: Артём Аванесов, Тимур Галимов / «ПГ»

Собственник узкоколейки Михаил Селиверстов в разговоре с «Псковской губернией» уверяет, что все действия согласовывал с администрацией Псковской области. «Говорить можно что угодно, но мы с администрацией обо всём договорились. Вчера вот снова звонили мне из дорожного комитета, хотят помочь. Мы решили, что сделаем на месте узкоколейки насыпную дорогу для болотоходов. Но начнём её строить не раньше весны».

Зачем понадобилось разбирать узкоколейку, Селиверстов объяснять не настроен. Главной причиной разбора называет плохое состояние дороги. «Да вы посмотрите только: там на 8 метров одна шпала, всё прогнило — состояние никакое вообще! Это же просто опасно!» — неожиданно вспоминает о народе предприниматель.

Цевельчане в ответ напоминают, что каждый год чинили дорогу за свой счёт и за 20 лет на ней не произошло ни одной аварии. В заботу Селиверстова они не верят и сообщают, что их узкоколейку он намерен перенести в другое, более рентабельное место.

Жители деревни сейчас пытаются найти альтернативные болота для сбора клюквы: на нём зарабатывало более 50 человек (всего там проживает 200). Отдельно придётся решать вопрос и с противопожарной безопасностью. Летом пожары на болотах рядом с деревней Цевло возникают постоянно, и узкоколейка в период горения едва ли не единственный способ для МЧС попасть на место.

«Узкоколейка не только помогала цевельчанам заработать, но выполняла ещё и туристско-культурную функцию, — считает экс-сотрудник Полистовского заповедника Надежда Николенко. — Население разработало свой авторский маршрут, посвящённый индустриальному освоению этих земель. Это был такой довольно экстремальный тур: путешественники на дрезинах катались и были очень довольны. А жители благодаря этому чувствовали себя нужными, видели, что их деревня тоже важна».

Обещанной насыпной дороге для болотохода цевельчане не очень рады. Поездка на дрезине к Полистовским болотам обходится намного дешевле: на путь туда-обратно уходит 4 литра бензина, к тому же можно уехать на дрезине утром и успеть вернуться вечером. С болотоходом ситуация сложнее: за день туда-обратно съездить не удастся (болотоход перемещается намного медленнее), да и бензина понадобится больше — около 30 литров.

Районные власти предпочитают наблюдать за конфликтом со стороны. А перспектива признать сделку МП «Услуга» с торфобрикетным заводом в 2007 году недействительной их, скорее, пугает. По словам местных жителей, администрация в ответ на их многократные обращения доступно объясняла, что если сделку признают незаконной, то району сначала придётся возвращать деньги, затем за свой счёт ремонтировать узкоколейную дорогу, и её эксплуатация тоже повиснет на «районном нищенском бюджете».

Где-то между делом звучало и предложение продать многострадальную узкоколейку администрации Псковской области. Но и при этом гипотетическом варианте цевельчане оставались в минусе: «Если администрация области выкупает дорогу, то у неё появляется собственник в виде государства. И несанкционированное использование дороги становится невозможно», — заботливо предупреждал господин Кузнецов в июле.

В администрации Псковской области комментировать разбор узкоколейки, болотоходный путь и другие новации Бежаницкого района не спешат. «Псковской губернии» Александр Кузнецов признался, что находится в командировке за пределами континента, но дело узкоколейки передал главе комитета по дорожному хозяйству Виталию Голикову. «Они наверно решили, что этим будем заниматься мы, но нас об этом не уведомили, — поделился заместитель председателя комитета Максим Мартынкевич. — Я знаю, что этим вопросом около двух недель назад занималась специальная комиссия, где администрацию представлял Максим Жаворонков, но о том, какое решение там было принято, мы пока ничего не знаем». Сам Жаворонков от устных комментариев «Псковской губернии» отказался.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.