Деревня Киршино находится в Печорском районе в узком перешейке между Псковским озером и Эстонией. Это и называется обозерье. В нем примерно полтора десятка деревень: часть из них - на материке, некоторые - на островках и полуостровах в Псковском озере. Рядом находится известный полуэксклав - деревня Дубки, окружённая по суши Эстонией: добраться сюда из России можно только по озеру.
Здесь живет около 700 человек, а летом вместе с дачниками население увеличивается в два раза. Само Киршино находится в центре бывшей Кулейской волости, но с 1 апреля 2016 года во время реформы по укрупнению муниципалитетов в Псковской области, которую проводил тогдашний губернатор Андрей Турчак, вошло в Круппскую волость.
В самом Киршино проблем со связью нет, хотя нет и вышки мобильной связи: здесь стоит усилитель, который улучшает сигнал с вышки в Круппе - нынешнего центра волости. «Но этот сигнал неэффективен и работает только на Киршино, в других деревнях уже 2G, а дальше ещё хуже. При этом связь преимущественно только МТС, другие операторы работают всё хуже, лучше только эстонские», - говорит «Псковской губернии» местный житель Василий Петров (имя по его просьбе изменено).
Псковской области ещё в 2021 году было выделено 200 млн рублей на улучшений связи в регионе. Но когда жители обозерья обратились в Минцифры, там им ответили, что перечень деревень, в которых будут улучшать интернет, уже сформирован, и Киршино туда не попало. Тогда же администрация Псковской области в ответе на запрос подтверждала, что в четырёх километрах от Киршино - деревни ещё с относительно устойчивой связью, а в 5-8 километрах - ни мобильную связь, ни интернет гарантировать нельзя.
«Стабильная связь и интернет есть только в Киршино, Глазово, Мартышово и Замошье. Дальше начинаются проблемы. Даже в деревне Дальнево в одном километре от Киршино уже связь прерывистая, интернет надо ловить на возвышенности. По пути от Дальнево в сторону деревни Кулиско (это около трех километров) иногда можно поймать сигнал телефонной связи, если повезет. В Кулье практически не ловит связь и интернет. На причале паромной переправы на остров Колпино на айфоне иногда на возвышенности можно поймать сигнал. В деревне Лисье так же как повезет, деревня на возвышенности и там что-то ловит», - рассказывает пскович Александр Иванов, который проводит отпуск и выходные в деревне в обозерье.
Жительница деревни Кулье Людмила Кривошеева подтверждает: интернета в деревне нет, да и поговорить по телефону непросто: даже на улице сигнал можно поймать не везде. Кулье находится примерно в четырех километрах от Киршино, где стоит оборудование МТС. Людмила говорит, что и пять лет назад постоянно звонила в компанию и просила что-то с этим сделать: рабочие приезжали в Киршино, «что-то подкручивали», но лучше связь не становилась. Зато просили подождать и обещали, что скоро появится 5G.
В компании жителям сказали, что новая вышка покрыла бы до семи километров территории. И так как вклиниться в 200-миллионную программу по улучшению связи в регионе жители не смогли, они поучаствовали в конкурсе, организованном Минцифры: гражданам предлагали голосовать за свои деревни и в 15 населенных пунктах-победителях обещали улучшить связь.
Жители обозерья в конкурсе по Псковской области выиграли (Киршино заняло второе место после Пскова, в котором связь и так есть). И действительно, ещё 20 января 2022 года депутат Госдумы Александр Борисов отвечал в письме местным жителям, что Киршино подходит по всем параметрам и там в 2022 году появится интернет.
«Это голосование и долгожданный ремонт дороги Гверстонь-Крупп-Кулье давало нам шанс на улучшение качества жизни местному населению. Последние годы, как и везде, у нас отмечается отток трудоспособного населения в город, в том числе в Прибалтику и Скандинавию - как на заработки, так и на ПМЖ», - отмечает пскович Александр Иванов.
Однако через месяц после ответа Борисова началась война в Украине, а уже к лету на Россию из-за вторжения в Украину были наложены тысячи санкций, из-за которых страна не может закупить оборудование у Германии и Финляндии. В результате, в июле 2022 года в Псковской области из-за проблем с оборудованием число деревень-победителей сократили с 15 до шести. Причем сокращение шло не по результатам конкурса: власти выбрали шесть деревень, где связи нет вообще. В Киршино есть усилитель связи, а остальные деревни обозерья формально в конкурсе не участвовали, поэтому Киршино из списка вычеркнули.
«Я поняла, что бесполезно это всё, - сокрушается Людмила Кривошеева. - У нас в доме интернет от «Ростелекома», качество конечно желает лучшего, заявленные характеристики выше, чем на самом деле, но хоть что-то. Периодически что-то с проводами происходит, а мастера выезжают только раз в неделю к нам в определённый закрепленный день для нашей волости. Поэтому бывает что и несколько дней ждем, пока мастера приедут. Всё устаревшее просто, никто [в оборудование] не вкладывается», - говорит она.
24 августа в Киршино приехал технический директор филиала ПАО «МТС» в Псковской области Сергей Евдокимов. Жители деревни описали эту встречу так: Евдокимов сказал им, что обозерье находится рядом с границей, а сигнал распространять на территорию другого государства запрещено по закону. Поэтому в каждую деревню нужно ставить маленькую вышку, а МТС это невыгодно. Однако есть госпрограммы, по которым деньги на такие вышки выделяются. Евдокимов пообещал, что МТС направит свои предложения в администрацию региона и предложил и самим жителям продолжать писать в различные инстанции.
Встреча местных жителей с представителем МТС
И они действительно продолжили. Письма с предложениями отправились в правительство Псковской области и депутату Госдумы Александру Козловскому, а тот написал главе управления по цифровому развитию и связи Псковской области Виталию Рахманову. Тот честно ответил, что не знает, когда в Киршино появится новая вышка, но отметил, что таким деревням помогли бы изменения в федеральном законе «О связи». Сейчас сотовую вышку использует тот оператор, который её и установил. После изменений в законе операторы смогли бы совместно использовать базовые мобильные станции. Таким образом, одна вышка, которую совместно установят и будут использовать все операторы мобильной связи, решила бы проблему Киршино, заявил Рахманов.
Козловский предложил жителям обозерья следить за законопроектом, который уже внесен в Госдуму и «проходит предусмотренные регламентом Госдумы процедуры». Этот законопроект действительно в июле был зарегистрирован и внесен спикеру парламента Вячеславу Володину, тот направил его в комитеты Госдумы. Но с этим законом работают не так быстро, как, например, с законом о военной цензуре: лишь к 5 октября проект оттуда вынырнул, и профильный комитет предложил закон к рассмотрению. Со всеми отзывами и предложениями закон подготовят к рассмотрению в примерную программу в январе 2023 года. Там он (в лучшем случае) пройдет три чтения, потом отправится в Совет Федерации, потом на подписание президенту.
Однако надежды Виталия Рахманова вряд ли сбудутся. Дело в том, что операторам разрешили совместно использовать базовые станции ещё в 2014 году. Учитывая, что спустя восемь лет закон по сути приходится принимать заново, очевидно, рынок его не принял. Изменилось то, что операторы связи теперь будут обязаны передать свои сети коллегам в течение 90 дней. В министерстве этот закон обосновали тем, что сейчас операторы не устанавливают свои станции в малонаселенных пунктах, потому что это не окупается. И теперь смогут прийти в те деревни, где уже стоит станция их коллег по рынку.
Выходит, что по сути, для жителей деревень этот закон поменяет лишь то, что теперь они смогут пользоваться услугами многих операторов, вместо одного. Но это при условии, что они изначально могли пользоваться хоть чьими-то услугами.
«В МТС нам отвечали, что им неинтересно строить нам вышку, так как это невыгодно. Так что, после закона это разве станет выгодно?» - сомневается в законопроекте местный житель Василий Петров.
Бизнес уже выступил против этого закона. В сентябре «Коммерсантъ» ознакомился с письмами президента РСПП Александра Шохина, которые отправились в Госдуму и Минцифры. В заключении РСПП говорится, что этот закон скорее навредит потребителям, потому что негативно скажется на конкуренции на рынке связи: операторы больше не будут заинтересованы, чтобы первыми выйти на определенную территорию, и это только снизит темпы развития инфраструктуры. Источники издания заметили, что, во-первых, емкости сети может не хватить даже на второго оператора, не говоря уже о последующих, также операторам будет сложно договориться о стоимости совместного использования станций (предполагается, что компании будут делиться своими базовыми станциями на коммерческой основе).
Таким образом, даже если закон и начнет работать в 2023 году, то на жителях обозерья сам по себе он никак не скажется. Впрочем, стоит отметить, что дело уже может быть не столько в законах, а в формальной возможности установить новую вышку.
«Полагаю, что сейчас обращения не помогут в силу объективных причин: реально не будет оборудования и реально не будет денег - деньги идут на другие понятно какие цели. Особенно это стало ясно осенью. Но летом была надежда, что нас ещё включат в этот список. Полагаю, что и в шести деревнях, которые они оставили тоже ничего не будет. Не будет в ближайшие лет 10 скорее всего», - прогнозирует Василий Петров.
«Сейчас уже не верится ни во что, тем более в вышку [в этой ситуации]. Дорогу нам уже несколько лет делают, наша Кулейская волость как бельмо в глазу была, а сейчас после объединения с Круппской волостью тем более. Хозяина нет у нас. Видимость может и есть какая-то, но по факту - нет», - говорит Кривошеева.
А пока жители - у кого есть деньги - покупают усилитель сигнала мобильного Интернета: стоит он от 5 до 20 тысяч рублей, и чем дороже, тем лучше работает.