Регион

Ольга Милонаец: «Где вы видели монополиста, который бы рассказывал, что жирует?»

Начальник УФАС по Псковской области Ольга Милонаец - об Игоре Артемьеве и победе над госпредприятиями. Часть 1

 На неделе конкуренции «Псковская губерния» традиционно встретилась с начальником управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области Ольгой Милонаец и обсудила самые интересные темы последнего времени: смену руководства в Москве, ситуацию с региональным оператором по обращению с отходами и уголовных делах на бывшего руководителя, скандальной закупкой мебели для музыкальной школы и других темах. 

 «Я всегда призываю к тому, чтобы смотрели, в том числе и кто и как руководит этими монополиями»

- Ольга Викторовна, начнём с относительно свежей новости: у вас сменился руководитель в Москве, Игорь Артемьев покинул свой пост. Как считаете, изменит ли это как-то работу ФАС или в целом ничего не поменяется? И вы раньше как-то соприкасались с бывшим вице-губернатором Санкт-Петербурга?

- Конечно, нам очень жаль, что сменился руководитель, поскольку он фактически был основателем антимонопольного регулирования в России. Трудно сказать, чего он не знает: начиная от биржевой торговли, иностранных инвестиций, заканчивая закупкой стола и стула. Чиновник высокого уровня. Но как гражданин Российской Федерации я очень рада, что такой человек будет теперь работать в правительстве. Я надеюсь, что решения, которые правительство будет принимать с учётом его мнения, будут взвешенными и максимально эффективными.

Что касается ротации кадров, то это нормально, хорошо и правильно. Многие нам говорили, что наш руководитель «засиделся» - уже 16 лет во главе службы. Нам как подчинённым было очень комфортно, он собрал великолепную команду, начиная от своих заместителей, руководителей. Почти все замы с ним работают по 15-16 лет, практически ни один не ушёл, а если и ушёл, то только чтобы принести пользу нашей стране на других значимых должностях. Это говорит о том, что с ним было комфортно работать. Хотя он нас подбодрил, сказав, что мы остаёмся в поле его регулирования, то есть вопросы антимонопольной службы, как я понимаю, будут под его юрисдикцией.

Новый руководитель – это, видимо, стратегическое  решение. Тарифное регулирование на сегодня, пожалуй, самая запутанная сфера, с которой, как расставил приоритеты Игорь Юрьевич, необходимо разбираться. И мы разбираемся. У нас несколько сотен тысяч нормативно-правовых актов по регулированию тарифов в стране. Пять лет назад мы получили полномочия по тарифам, но до сих пор наш центральный аппарат сводит всё воедино, собирает, анализирует, отменяет существующие инструкции. Одна из стратегических задач Игорем Юрьевичем была поставлена в конце концов принять единый закон о тарифном регулировании в России. К этому идёт наш аппарат. Пришёл человек, который в теме, занимался этими вопросами профессионально и на высоком уровне.

- Есть ли какой-то закон, который Игорь Юрьевич уже мог бы лоббировать в правительстве? Закон, который помог бы в деятельности ФАС?

- Мне кажется, Игорь Юрьевич постоянно лоббировал эти законы и он продолжит это делать (улыбается). Другое дело, что-то проходило, а что-то нет. Но Игорь Юрьевич - очень последовательный человек. То есть не проходит сегодня, мы дорабатываем, убеждаем, работаем с правительством, работаем с депутатами, работаем на уровне муниципалитетов и субъектов. Ведь сколько мы убеждали власти в вопросах МУПов? Лет, наверно, десять. Мы убеждали, что с ГУПами, МУПами надо наконец-то прощаться, что это отсталая форма управления, хозяйствования. За десять лет получилось всё же принять этот закон. Игорь Артемьев - практически автор антимонопольного регулирования, биржевой торговли. Посмотрите, сколько товаров сейчас у нас продаётся на бирже. Мы публично знаем, сколько стоит зерно, сколько стоит ГСМ, янтарь и так далее. Многие серые схемы всё-таки вывели в публичное пространство.

- Что касается единой тарифной сетки: насколько свет, газ, воду можно подвести под одну гребёнку?

- Мы же про системные подходы говорим? А принципы одни и те же. Сейчас доходит до абсурда: в разных муниципальных образованиях, в разных сельских поселениях у нас разные тарифы. Возникают такие истории: условно жители Новой Уситвы жалуются на какую-то островскую деревню, говорят, что дом такой же, а родственник платит меньше. То есть районное Собрание этого муниципалитета приняло одну тарифную сетку, а другого - другую. Монополисты это аргументируют чем угодно: мол, разные расходы, затраты на содержание, на состояние котлов, труб. Но дьявол же в мелочах! Обосновать можно всё, что угодно, любые затраты. Как правило, они ещё и говорят, что это заниженные в три раза тарифы, что они даже не покрывают издержки и потребители должны платить больше.

- Об этом же шла речь в вопросе о стоимости газа в баллонах: организации также утверждали, что работают себе в убыток…

- Где вы видели монополиста, который бы рассказывал, как много он зарабатывает и жирует? Он всегда говорит, что работает себе в убыток. В общем, это очень сложная задача: мы же не можем допустить разорения, банкротства естественных монополий, нужен системный подход. К примеру, установка тарифа на вывоз мусора в Псковской области: мы практически девять месяцев занимались расчётом, обоснованием, экономикой, центральный аппарат взвешивал, анализировал все договоры. Мы не можем просто сказать: «Ой, дорого, давайте снизим». Проверяем каждую копейку. Первое, что, наша служба сделала, когда получила полномочия, мы установили регионам предельные индексы для повышения тарифов. Ведь до того, как существовала федеральная тарифная служба, тарифы повышались каждые полгода, без ограничений.

- Михаил Ведерников в августе обратился в ФАС с просьбой увеличить предельные ставки с 4 до 5 процентов. Есть по этому поводу положительный ответ?

- Пока официальная позиция ФАС нам неизвестна. В некоторых регионах ставки установлены от 2,4 процента, в некоторых – в 6,5. Всё это нужно обосновывать: например, состоянием фонда, который достался в наследство. Мы же не можем закрыть глаза, сказать, что всё у нас идеально, и 4 процента - тот максимум, который нам необходим. Нет, если губернатор докажет, что износ фонда вот такой, то тариф может быть изменён. Но я всегда призываю к тому, чтобы смотрели, в том числе и кто и как руководит этими монополиями. Начинайте с руководителя, начинайте с закупок учреждения. Так можно никогда не заменить изношенный фонд, но при этом получать прекрасную заработную плату, премиальные, и списывать на затраты все доходы и т. д. и т. п.

Вот в очередной раз мои соседи по дому, которые видят во мне последнюю надежду, говорят мне, что в подвале нашего многоквартирного дома четвёртый день горит свет. Потом раскидают затраты на всех жителей дома, и - привет. Разве это от тарифа зависит? Или всё-таки от руководителя управляющей компании, которая не следит за этим? А жителям потом придут счета за этот свет по тарифу - как положено, но суммы растут не из-за жильцов. Монополия - это палка о двух концах. А когда монополия оплачивает юридические услуги, помните, наверное, эти скандалы. Миллионные заказы на оказание юридических услуг муниципальному предприятию. Это как? Естественно, никаких денег не хватит «Горводоканалу», если оплачивать такие юридические услуги.

- К нам обращались руководители предприятий по нормативам сточных вод: увеличились суммы для компаний, которые и сбросов-то не имеют.

- Платить или не платить - это не наша компетенция. Предприниматели сами для себя решают, брать на себя ответственность или нет, платить или нет. Есть счёт - оплачивать нужно. Если счёт не признан недействительным, оплачивать необходимо. Сейчас разбирается каждый конкретный случай. Начисления производятся в связи с изменениями в законодательстве с 3 июня 2020 года. Согласно действующему законодательству, данная плата может взиматься с абонента только в тех случаях, если его стоки содержат концентрацию загрязняющих веществ, превышающую максимальные допустимые значения, что должно быть подтверждено соответствующими документами. К такой категории абонентов, как правило, относятся производственные организации, химические и промышленные предприятия. Согласно изменений для объектов абонентов, рассчитывается плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, определяемая исходя из коэффициента компенсации – 0,5, тарифа на водоотведение и объема сброшенных сточных вод. К указанным объектам относится большинство нежилых помещений в многоквартирных домах, любые объекты со среднесуточным объемом сбрасываемых сточных вод менее 30 кубометров в сутки, ряд других объектов. При этом не имеет значения вид деятельности, осуществляемой на объекте (магазин, офис, кафе, парикмахерская или другое).

Начальник УФАС по Псковской области Ольга Милонаец. Фото: «ПГ»

Все пользователи, в стоках которых могут содержаться загрязняющие вещества делятся на две основные категории. К первой относятся предприятия с ежесуточным объемом стоков менее 30 кубометров, а также абоненты, у которых невозможен отбор проб сточных вод. Ко второй - потребители, сбрасывающие 30 и более кубометров стоков в сутки, которые могут отбирать пробы. Для объектов, которые в течение суток сбрасывают менее 30 кубометров стоков, а также при отсутствии у предприятия возможности отбора проб, если у абонента есть техническая возможность отобрать пробы и подать декларацию, плата за превышение нормативов будет начисляться с учетом фактического состава их сточных вод. Проблемы начались именно с маленькими предприятиями. В каждом конкретном, частном случае мы разбираемся. Есть возможность не дожидаться разрешения всех этих конфликтных споров, можно провести пробы собственными силами. На сегодня у нас четыре обращения по этому вопросу, с каждым предприятием мы работаем отдельно.

«Руководителей ГУПов ничуть не смущает, что их основная деятельность затухает»

- УФАС долго разбиралось с МУПами и ГУПами, а теперь создаются разного рода АНО, например, АНО «Лофт», АНО «Возрождение объектов культурного наследия Псковской области». Их тоже создают власти, они тоже получают субсидии… В таком случае, в чём разница?

- Там немножко иная финансовая дисциплина. В ГУПах и МУПах многое проходит в закрытом режиме. Все они получают бюджетные средства, на ведение деятельности, но не все оправдывают свое существование, поддерживают недвижимый фонд в надлежащем состоянии, а зачем, это же не их, государственное, о прибыли для государства частенько и говорить не приходится. Многие руководители не развивают свой основной, официальный вид деятельности, жалуются на невостребованность на рынке в силу низкого качества услуг и конкуренции В то же время они спокойно используют дотацию государства в виде предоставления помещений, имущества, земли в хозяйственное ведение, в бессрочное пользование. Руководителей ГУПов ничуть не смущает, что их основная деятельность затухает. Они просто переквалифицируются, например, на риэлтерскую деятельность - сдают в аренду находящуюся в их хозяйственном ведении собственность (зачастую это помещения в очень высоколиквидных местах) и безбедно существуют, ничего не делая. Такие технологии представляют огромный вред для развития рыночных отношений  в стране. А это все деньги налогоплательщиков, в АНО всё сложнее и контроль в том числе. Что касается АНО, то чисто финансово (а это то, с чем мы боремся в первую очередь) с казны получать финансирование сложнее. Это и конкурсные процедуры, это и более жёсткие финансовые проверки, оперативное назначение и снятие неэффективных руководителей. К бюджету уже не так просто подобраться. Посмотрим. Здесь опять сработала своеобразная тактика Игоря Юрьевича. Этот закон совсем не проходил. Решили пойти по пути постепенного реформирования, ликвидации предприятий, препятствующих развитию конкуренции (бизнеса).

Сейчас у нас есть вопросы к вновь, созданным АНО: мы видим, что организации в некоторых районах находятся в помещениях муниципальных образований на птичьих правах. Если раньше это были муниципальные предприятия, и они вполне спокойно получали эти помещения (где-то безвозмездно, где-то за какую-то льготную арендную плату), то сейчас, когда они превратились в АНО, небезызвестные нам, так просто помещения им не передать на безвозмездной основе.

- Кому-то даже отказали, насколько нам известно.

- Да, кому-то даже отказали, кто-то даже в прокуратуру написал жалобу на наше ведомство, будем объяснять и отстаивать свою позицию. Но, тем не менее, они сейчас в этих помещениях находятся без законных оснований. И это уже вопрос к муниципалитетам, на каком основании АНО находится на площадях муниципального образования. Если вы социально ориентированная некоммерческая организация, субъект малого предпринимательства, решает Собрание районных депутатов. Если раньше глава был обязан обеспечить муниципальное предприятие, то теперь глава ничего не обязан, теперь районное Собрание будет думать, отдать помещение на льготных условиях или не отдать, потеряет ли бюджет, конкурентный ли рынок? А не использовать ли эту площадь под другие цели, а не выставить ли помещение на торги в аренду? Вот такая разница. Либо на конкурсной основе без всяких льгот получайте эти помещения.

- АНО «Лофт» сначала получает здание бывшего кинотеатра «Октябрь», ничего не сложилось, теперь им отдали другие здания. Это же всё происходит вне конкурсных процедур?

Пока мы не знаем, что происходит, мы не видели документы. А слово к делу не пришьёшь. Поэтому подождём документы, посмотрим их. То, что мы слышим из прессы, не всегда значит, что так и есть фактически. Мы проверим обязательно, посмотрим и как имущество переходило, и как тогда передавали здание «Октября», и как нынешнее здание передавали.

Кинотеатр «Октябрь» был передан АНО «Лофт», но спустя два года был передан муниципалитету: теперь там будет находиться библиотека им. Василёва. Фото: Тимур Галимов / «ПГ»

- Интересно, что в плане по ликвидации государственных и муниципальных предприятий, «Медиахолдингу», к примеру, было сказано до 2025 года ликвидироваться, а они уже сейчас пошли в ликвидацию. И газета «Псковские новости» так же. Если СМИ так быстро начали это делать, они не видят разницы между ГП и АНО?

- Во-первых, январь 2025-го – это крайний срок. Но и субъектам поставлены плановые цифры. Им не сказано, чтобы все 100% в конце 2024 года. Возможно, это первые шаги, учредители увидели некоторую целесообразность в ликвидации некоторых гос- и муниципальных предприятий. Я могу сказать, что меня это радует. Как будет дальше история складываться? Ну, законы Российской Федерации никто не отменял. Контроль никто не отменял, будем смотреть. Сейчас, ФАС России в автоматическом режиме передает нам информацию о вновь созданных реорганизованных предприятиях , будем изучать, чтобы и не навредить региону.

- Насколько мы помним, вас больше бы устроило, если бы это были акционерные общества, а не автономные некоммерческие организации?

- Есть и акционерные общества с участием госкапитала. Сказать, что просто переименование  нас устроит – нет, конечно. Мы хотим посмотреть, как изменится история с финансами, с бюджетом, конкуренцией, как она выправится. И кроме этого у региона же есть обязанность: ты сократил госпредприятия, но у тебя в каждом секторе должно появиться не менее двух компаний из частного сектора. Эти цифры тоже никто не отменял. Они должны создать такие условия рынка. Вот в крупных регионах мы прямо видим, где региональные власти принимают решение, что 70% они оставят подконтрольными себе – АНОшкам, госсектору, а 30% (что будет некритично, если вдруг что) они отдадут малому и среднему бизнесу. Есть государственно- частные партнёрства, где есть 50 на 50. Москва приняла решение, что они рынок пассажирских перевозок на 50% оставят под контролем в госсекторе, а 50% рынка отдадут частному сектору. В этом ключе у нас, конечно, пока всё очень слабо, я даже не слышу пока посылов никаких от региональной власти, что кто-то даже думает на эту тему. Даже пока намерений не слышу.

- Но с рынком пассажирских перевозок у нас обратная ситуация.

- Не только рынок пассажирских перевозок. Пока совсем не слышу посылов, предложений каких-либо, кроме как декларируемая программа по поддержке и увеличению субъектов малого и среднего предпринимательства. Но ни на одном совещании, ни в одном интервью от экономического блока я не прочитала, как это и что мы будем делать, чтобы их стало больше. Да, видела: проводят круглые столы, форумы и обучение начальным азам бизнеса. Все остальные намерения пока видимо зреют.

- Ещё пару слов про перевозки. Может, вы следили за ситуаций, в этом году комитетом по транспорту все междугородние перевозки отдал «Псковпассажиравтотрансу», сумма контрактов превышает 200 млн рублей.

- Знаете, здесь комитет по транспорту каким-то образом с участниками рынка, договорился. Но это тоже талант! Это же не преступление - наладить коммуникацию с тем рынком, который ты регулируешь, это очень даже неплохо, потому что пять лет назад нас просто трясло, и все перевозчики с наших кабинетов не выходили. Перевозчики остались те же самые, значит, каким-то образом региональный комитет смог выстроить коммуникации. И частников сохранить и свои полномочия исполнить.

У нас же какая главная функция? Мы контролёры. Посыл нам от судов и от нашего центрального аппарат таков: если к вам не обращается рынок, то не вмешивайтесь. У нас уже не такие забитые предприниматели или компании, они все всё знают: куда пойти, с чем пойти. Тем не менее, ни одной жалобы на торги по маршрутам в этом году на  у нас не было. Либо частный сектор у нас в таком состоянии, что они уже не могут обслуживать эти маршруты, либо они не могут обеспечить те требования в качестве безопасности, которые существуют, либо есть иные возможности в регионе. Здесь мы не за создание искусственной, мнимой конкуренции. Уж если у нас такое состояние рынка, что никто из частного сектора не выходит на торги, значит, это все должны знать. И не надо для вида подавать заявки.

Нам иногда говорят: мы не будем проводить конкурс, мол, всё равно никто не придёт. Здесь мы категорически против: вы проведите их в соответствии с законом, а вот если никто не придёт, то тогда мы будем знать, что в Псковской области на этом рынке в частном секторе всё плохо. И соответственно при принятии каких-то управленческих решений, нужно руководствоваться этим. Поэтому мы и против искусственного развития мнимой конкуренции и, в то же время, мы за неукоснительное соблюдение закона при проведении всех конкурсных процедур.

Окончание следует

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.