Статья опубликована в №25 (797) от 29 июня-05 июля 2016
Регион

Стадия отрицания

Глава Гдовского района Михаил Разумнов считает сведения о неработающих очистных «напраслиной»
Павел ДМИТРИЕВ Павел ДМИТРИЕВ 28 июня 2016, 15:47

Гдовские очистные продолжают засорять реку Гдовку и дальше – Псковско-Чудской водоём. Районный суд признал: в августе 2015 года сооружения сбросили неочищенные воды, концентрация вредных веществ в которых превышала допустимый уровень в 100 раз. Казалось, стоило бы признать неизбежный факт и действовать, но местная власть предпочитает отрицать проблему, а областная - просто не реагировать на проблему.

Решение Гдовского районного суда Псковской области оштрафовать МП «Гдовпроект» более чем на миллион рублей озвучили 23 июня. Суд удовлетворил исковое заявление Псковского природоохранного межрайонного прокурора Алексея Ляхова: муниципальное предприятие должно заплатить в бюджет МО «Гдовский район» сумму ущерба, «причинённого окружающей природной среде». В суде установлено, что предприятие эксплуатировало очистные сооружения «в опасных режимах работы», из-за чего в августе прошлого года случилась авария: в реку Гдовку были сброшены неочищенные сточные воды. «По результатам анализов концентрация вредных веществ в реке по отдельным показателям превышала предельно допустимые концентрации в 100 раз», - поясняет Генпрокуратура РФ. Апелляционная инстанция Псковского областного суда признала решение районных коллег законным и обоснованным.

«Мы, по сути, установили, что очистные построены не в соответствии с проектной документацией: в проекте одно, а в природе другое, - поясняет Алексей Ляхов. - А вот является ли это причиной ситуации и можно ли их при такой конфигурации эксплуатировать – это уже вопрос несколько иной. Исковое заявление появилось после того, как был рассчитан ущерб. Он был причинён государству - значит, нужно взыскать. Проводилась проверка компетентными органами на предмет преступления».

Суд установил, что в августе 2015 года гдовские очистные сбросили неочищенные воды, концентрация вредных веществ в которых превысила допустимый уровень в 100 раз.

Провал апелляции в областном суде, казалось бы, должен возмутить руководителя «Гдовпроекта» Александра Екимова. За день до заседания он говорил «Псковской губернии»: «Точка в этом деле не поставлена и пусть её поставят те, кто имеет на это право. Следственный комитет этим занимался, занимался областной ОБЭП, регулярно ФСБ интересуется - результат нулевой по сей день. Нашей прямой вины в этом нет абсолютно. Очистные так построены, что летом я ещё могу кое-как поддерживать их работу, зимой – нет». После суда он был совсем немногословен: «Как я могу комментировать решение суда? Это была конечная инстанция для обжалования решения».

Дело здесь, возможно, в том, что решение суда удовлетворило даже пострадавшую сторону: деньги с предприятия должен взыскать муниципалитет, который, собственно, и является учредителем «Гдовпроекта» и, в принципе, может вернуть выплаченный миллион обратно хоть на следующий день. Удивился этому и председатель районной комиссии по муниципальной собственности, депутат районного собрания Игорь Филиппов: дескать, странное решение, зачем перекладывать деньги из кармана в карман? К тому же, как уверяет межрайонный прокурор, на суде озвучивалось, что предприятие ежемесячно платит около четверти миллиона за сверхлимитный сброс воды - значит, миллион для него не такие огромные траты. Но в «соломоновом», на первый взгляд, решении суда есть логика, - считает Алексей Ляхов.

«Поскольку эти средства будут взысканы в муниципальный бюджет, никто не мешает их потратить на реконструкцию сооружений. Получается, что они смогут их целевым образом потратить. Дальнейшие вопросы нужно задавать «Гдовпроекту» и администрации: в данном случае это их прямая обязанность - найти возможность с предприятием наладить очистные сооружения».

Миллионом делу не поможешь: ЕС выделил в восемь раз больше только спроектировавшему очистные «Биокомпакту», а всего 43 миллиона – на закупку оборудования и проведение работ. Кроме того, четыре с половиной миллиона рублей на условиях софинансирования вложила областная администрация. Да и чтобы пустить деньги на реконструкцию, нужно, выражаясь языком психологии, принять неизбежное. Но руководство района пока предпочитает оставаться на стадии отрицания. Несмотря на два экспертных заключения о том, что очистные в нынешнем виде работать не будут. Первое дал институт «Псковводпроект» в 2015 году, другое – петербургская фирма «РЕТЕ-Плюс» в мае этого года.

В техническом заключении петербургского эксперта инженера Виктора Морозова указывается, что по результатам химического анализа за весь период работы сооружений ни по одному из показателей нужное качество очистки не достигалось. Инженер описал девять ошибок в проектировании очистных, а в личном разговоре с «Псковской губернией» утверждал, что «это криминальное дело, оно грозит чрезвычайной ситуацией», и предлагал «спроектировать и построить новые очистные сооружения», поясняя, что «исправить нынешние очистные возможности не предоставляется» из-за ошибок.

Впрочем, чёрная, никак не похожая на очищенную вода, выходящая из труб «Гдовпроекта», как и стоящая здесь «вонища» (цитата Виктора Морозова. – П.Д.), вполне удовлетворили комиссию секретариата ЕС, которая приезжала сюда 7 июня. «Они с улыбкой отнеслись к этому. Евросоюзу невыгодно было бы, если у нас эти очистные не прошли. На момент проектирования, если бы мы выпали, то автоматически Эстония выпадала, и деньги ушли бы Латвии и Литве. Эстонцам это неинтересно», - считает Игорь Филиппов.

24 июня депутаты Гдовского районного Собрания провели собственную комиссию по очистным сооружениям. «На очистные мы не ездили, там была предыдущая комиссия, мы рассматривать заключение её и эксперта, который был привлечён для анализа работы очистных сооружений», - говорит председатель Собрания Светлана Грасс. В заседании комиссии приняли участие почти все депутаты Собрания, проголосовали единогласно: «Мы сейчас будем к губернатору обращаться, чтобы область занималась решением проблемы, так как открытый конкурс на очистные сооружения проводила именно она, - подчеркнул Игорь Филиппов. - Но есть и вина районной администрации: принимала, контролировала ход работ. У нас есть техническое заключение «Псковводпроекта» и независимая экспертиза из Петербурга, что данные очистные не будут работать ни при каких условиях: на озеро идёт огромная нагрузка».

Светлана Грасс, которая в прошлый раз отказалась говорить с «Псковской губернией» («Я там не была»), сейчас комментирует решение депутатов, но при этом  смягчает формулировки Филиппова, не обвиняя ни в чём вышестоящих коллег: «Обратились в администрацию области, чтобы они помогли решить вопросы работоспособности очистных сооружений, потому что нужно будет дополнительное финансирование: в районе таких денег нет, чтобы довести очистные сооружения до работоспособности и иметь результат выхода сточной воды, соответствующей нормативам».

Глава Гдовского района Михаил Разумнов. Фото: pskov.ru

А вот глава района Михаил Разумнов, очевидно, либо считает формулировки инженера Виктора Морозова слишком расплывчатыми, либо имеет сведения из более авторитетных источников. «Вы у депутатов спросите, я не присутствовал на комиссии по поводу очистных. Не буду комментарий по этому вопросу давать. Я свою позицию не намерен сворачивать ни при каких обстоятельствах: это всё напраслина полностью, что кому-то что-то не нравится. Очистные сооружения прошли реконструкцию, они работают. Там требуются небольшие дополнительные вложения для организации первичного отстойника – и всё. У депутатов другое мнение. У нас вообще разное мнение об одном и том же объекте», - сообщил он «Псковской губернии».

«Депутаты основываются на анализе, который сделан экспертами. А он – на своей интуиции, а может, и на гадании на кофейной гуще, но точно не на здравом смысле, - описывает мотивацию г-на Разумнова депутат районного Собрания Александр Конашенков. - Мы будем обращаться не только в администрацию области. Толку-то к ним обращаться? Они точно «Псковскую губернию», например, читают, но реакции нет. Поэтому писать нужно выше по вертикали власти. Я бы начал с Господа Бога, но до него тяжело добраться, поэтому мы начнём с прокуратуры, думаю. Случай серьёзный: с таким трудом добились евросоюзовских денег, а они были израсходованы не то что с пользой, а даже с вредом для природы».

«Этим делом в основном должна заниматься не прокуратура: да, мы придём, накажем штрафом. Но пока деньги не выделят на районном уровне либо из областного бюджета – ничего не изменится, - уверен Алексей Ляхов. - Первоочередной вопрос к администрации: раз они неэффективно средства потратили, что привело к такой ситуации, пусть со своего предприятия деньги взыскивают, заказывают проект, проводят экспертизу. Это их имущество, они должны его содержать. Вопрос водоотведения – это вопрос местного значения по 131-ФЗ, и они за него тоже отвечают головой. Все эти вопросы возложены на администрацию района. Каждый день я за очистными не слежу, но после случая в августе сведений об аварийной ситуации у нас не было, - уточняет межрайонный прокурор. - Если они поступят, например, от депутатов – будем заново разбираться».

Скорее всего, не будь вопрос в круглой сумме денег, да ещё и нероссийского происхождения, все было бы по-другому: и очистные бы уже поправили, и виновных (хотя бы для красоты) нашли. Пока же все силы административной машины уходят на то, чтобы уладить проблемы «освоения бюджета». И пока за этим весьма грустно наблюдать со стороны.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.