Статья опубликована в №40 (812) от 19 октября-25 октября 2016
Регион

У аппарата

Псковская таможня одержала административно-аппаратную победу, добившись присоединения себежских коллег под своим началом
Людмила САВИЦКАЯ Людмила САВИЦКАЯ 18 октября 2016, 19:52

11 октября вышел приказ главы Федеральной таможенной службы Владимира Булавина о присоединении себежской таможни к псковской. На практике это означает, что Себеж с населением в 5,5 тысяч человек лишается почти 600 рабочих мест.

Первая информация о том, что себежскую таможню могут расформировать появилась еще в конце девяностых. В 2012 году она обрела форму конкретного решения руководства Федеральной таможенной службы.  Тогда к проблеме подключились региональные власти в лице губернатора и некоторых депутатов. «Реорганизация себежской таможни путем присоединения к псковской не соответствует интересам Псковской области», –  громко заявлял губернатор Андрей Турчак.

Тогда сопротивление региональных  властей принесло результат, и вместо оптимизации и сокращений себежской таможне даже пообещали увеличить штат.

В 2014-2015 годах по таможне прошлась волна сокращений. «Это для того, чтобы работать по принципу «одного окна»», – объясняли сотрудникам. Планировалось, что сотрудники таможни в условиях неожиданно появившихся продуктовых санкций, смогут дополнительно выполнять и функции санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля и тому подобное. Таможенники спешно освоили новые специальности, но в итоге все равно работают вместе с представителями Россельхознадзора и смежных ведомств. Последние теперь считаются «высшими консультантами», а таможенники в сокращенном составе делают двойную работу.

Сегодня себежская таможня – одна из ключевых на Северо-Западе. Именно на её пропускных пунктах оформляются товары из Беларуси и Латвии. В её зону ответственности попадает и трасса «Москва – Рига» – самая короткая, а потому и наиболее выгодная дорога для транзита между центром России и Европой. Но работая преимущественно с Московским регионом (большинство грузов направляются именно туда), себежская таможня подчиняется (до 1 февраля 2017 года – Л.С.) Северо-Западному таможенному управлению. При этом растаможивание грузов в большинстве случаев происходит в Москве, из-за чего региональные подразделения недополучают свои доходы.

Поменять ситуацию Северо-Западное управление попыталось в 2009 году. Тогда в себежской таможне начали применять «Концепцию таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ». Она давала возможность оформлять товары непосредственно у границы, вместо того чтобы только принимать груз и отправлять его в центр России.

Несмотря на значительные финансовые вливания, проект не заработал. Три таможенно-логистических терминала у границы были построены, но на сегодняшний день поток грузов, идущий через них, не окупает вложений в полной мере. В большинстве случаев крупные бизнес-игроки все равно предпочитают оформлять груз в Москве и решать все проблемные вопросы непосредственно из центрального офиса.

Одна из главных проблем себежской и псковской таможни – наличие нормативных планов, которые формулируются вне зависимости от сезона и внешнеполитических реалий. В условиях постоянного снижения пассажирского потока даже на поезде «Москва - Рига» выполнять план по раскрываемости становится всё сложнее – таможенники лишаются премий, а затем и рабочих мест. Возможно, поэтому одним из главных отделов сотрудники себежской таможни считают кинологический – собаки помогают «вытягивать показатели».

В руководстве Северо-Западного таможенного управления настаивают, что переход себежской таможни в подчинение псковской не означает расформирования первой. Чиновники называют этот процесс реорганизацией, которая, как они выражаются, поможет совершенствовать структуру и повысить эффективность на местах.

После принятого руководством ФТС решения Себеж лишится почти 600 рабочих мест. Фото: cs21.ru

Если говорить более конкретно, для федерального центра этот процесс – оптимизация, которая позволит сократить заметную часть административных расходов, что, видимо, связано с новой политикой Булавина, сменившего Андрея Бельянинова, который попался на «коллекционировании денег».

Для регионов – получить возможность контролировать больший участок границы, улучшить абсолютные показатели и в целом повысить собственную значимость на общефедеральном уровне.

В борьбе между «полевиками» и «аппаратчиками» победу одержали «аппаратчики».

Стандартная, на первый взгляд, оптимизация интересна тем, что её идея пролоббирована снизу. По информации «Псковской губернии», после громкой истории с защитой регионообразующего предприятия (именно так называл себежскую таможню в 2009 году Андрей Турчак – Л.С.) в Федеральной таможенной службе не планировали реорганизацию, но предложение о ней поступило из Псковской таможни еще в начале этого года.

В 2016 году региональные власти уже не считали наличие почти 700 рабочих мест (значительная часть которых после реорганизации исчезнет) и созданную за 25 лет инфраструктуру принципиальными факторами развития для района и региона, поэтому к оптимизации отнеслись с молчаливым пониманием.

По неофициальной информации, в первую волну оптимизации себежской таможни будут сокращены около 300 человек: ликвидируется несколько отделов, в том числе валютного контроля. Тем, кто в силу возраста может продолжать работу, руководство предлагает переезжать в Псков и Ленинградскую область, но менять собственный дом на съёмную квартиру и переводить детей из одной школы в другую готовы далеко не все.

Сегодня административный штат себежской таможни размещается в трехэтажном корпусе, который ветераны службы считают самым новым и крупным в райцентре. По неофициальной информации, за его образцовое содержание заместители руководителей получали премии даже от федерального руководства. На чьём балансе оно окажется в случае масштабных сокращений, пока неизвестно.

Плановые показатели, которые могли стать одним из мотивов псковской таможни предложить центру реорганизацию, у обеих таможен не сильно отличаются. Себежская в 2015 году отправила в госказну свыше 10 миллиардов рублей, Псковская –  17 миллиардов 342 миллиона. Опережать план псковской таможне удаётся за счет преобладающего внутреннего направления, в то время как себежская, несмотря на внедрение той самой концепции, всё равно остается больше транзитной.

Представители Федеральной таможенной службы в неофициальных беседах говорят, что не видят в грядущей реорганизации катастрофы. По их мнению, это логичное продолжение тенденции последних 7 лет: один регион – одна таможня. Чиновники не учитывают только одного: за последние шесть лет население Себежа только по официальным данным сократилось более чем на 900 человек. Сейчас в городе проживают 5449 человек, и  реорганизация градообразующего предприятия может стать для него приговором.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.