Статья опубликована в №6 (878) от 21 февраля-27 февраля 2018
Колонки

Гамлет & Недиван

В безнадежном бою схлестнулись бойкотирующие навальнисты и осторожная системная оппозиция
Дмитрий Пермяков Дмитрий Пермяков 18 февраля 2018, 21:30

До 18 марта 2018 года каждый уважающий себя философ избиратель-демократ должен ответить на тот самый вопрос: идти или не идти. В клубке преступлений, разоблачений, обид и роликов о нетрадиционном будущем очень сложно остановиться и разделить политические перспективы России и чувства героев, которые хотят для неё лучшего.

Немушкетеры

Идея бойкота нечестных выборов проста и красива: зачем играть по навязанным псевдоправилам, когда можно просто перевернуть доску и перемешать все фигуры? Алексея Навального предсказуемо не допустили на выборы, он предсказуемо объявил забастовку. И очень вовремя: ведь с 2008 года явка избирателей на главных выборах страны неуклонно снижалась – с 69,6% до 65,3%. Люди устали от лжи и показухи, никому не интересно выбирать одни и те же лица, на эту процедуру жалко времени даже провластно настроенному патриоту. Поэтому прогул выборов под флагом «гражданская позиция» удобен. Протестовать на диване легко и приятно.

Но бойкот Навального – не только про лень и пассивность. Это еще и про обиженных интеллигентов, которые подобно Гамлету настолько отчаялись играть по правилам несовершенного политического мира, что решили «дать себе расчёт» бойкотом, и этим самым устраниться от «заносчивых властей», «неправды судей» и прочих прелестей глумливого века.

И здесь, как и у Шекспира, тоже есть своя история про личную обиду и предательство. Последними здесь стали демократы, когда-то стоявшие с ним на одной сцене, плечом к плечу. Семь лет назад они вместе боролись за честные выборы, а сейчас Ксения Собчак легко согласилась променять идеалы на шоу. Григорий Явлинский так низко в глазах Навального упасть не смог, но Алексея помимо прошлых партийных обид, кажется, оскорбил еще и тот факт, что в честь него главный яблочник России не сделал красивый жест, не отказался участвовать в выборах из-за недопуска ведущего борца с коррупцией. Как же так, ребята, мы ведь вместе хотели перемен и демократии?!

Увы, Алексей Анатольевич, политика – это не всегда про мушкетеров. Обидно, да.

Но Гамлет-антикоррупционер отнюдь не одинок, к его войску сознательно бойкотирующих выборы могут присоединиться и те, кто на участок не ходит вообще никогда, то есть те самые 30-40 процентов избирателей. А значит, если герою неожиданно повезет, и на выборы придет, к примеру, 49%, то можно будет красиво сказать, что Россия отказалась от участия в «невыборах» и громко объявить их нелегитимными.

Не всегда прав

Но бойкот, как гражданское действие против нечестных выборов, только в теории выглядит действенно и привлекательно. И, как бы крамольно это ни звучало для современного либерала, не всё, что хорошо для Алексея Навального, хорошо для будущего страны. И здесь есть четыре причины.

Во-первых, все факторы, о которых я говорил в первой части статьи, могли бы сработать при условии того, что власть забила бы на пламенные ролики-речи Гамлета и относилась бы к нему как к чудаковатому идеалисту. Но в Кремле не умеют недооценивать внутренние угрозы собственным интересам, и теперь на все усилия команды Навального власть отвечает куда более мощными контрмерами. В регионы спущен коварный план по обеспечению явки в 70 процентов, собрано войско преданных бюджетников, на день голосования назначены советы и вече, которые будут вершить судьбы уездных школ и детсадов, вельможи из избирательных комиссий спустились с небес и уговаривают простых смертных осчастливить их своим визитом на участок, тот даже впервые за всю историю славного государства можно легко и непринужденно поменять на сайте «Госуслуг». Свои пять копеек вставляют и другие околопридворные кандидаты, никто из них не заинтересован в малолюдстве в весенний день продления полномочий определения будущего страны.

«Если Навального допустят к участию в президентских выборах через шесть лет, на что я искренне надеюсь, ему придётся в очередной раз менять свою риторику на 180 градусов, подрывая доверие избирателей». Фото: Павел Дмитриев.

В итоге, как ни парадоксально, политика бойкота, скорее всего, обернётся беспрецедентно высокой явкой. На выборы не придут только совсем упрямые и сторонники Алексея Навального – действующий президент убедительно уступит просьбам народа и победит в первом туре. И вот уже политологи-царедворцы, не отягощенные философскими проблемами бытия, морали и личных обид, ища логику, затянули подзабытое «Навальный – проект Кремля». Впору сойти с ума, но принц Марьинский слишком горд и смел для этого.

Во-вторых, при ответе на сакраментальное «идти или не идти» стоит вспомнить и сложить в голове правила элементарной математики и особенности российского избирательного законодательства. На президентских выборах просто нет нижнего порога явки. Сколько бы избирателей ни пришло на выборы, они в любом случае будут признаны состоявшимися. Конечно, в этом случае Навальному удастся отомстить «неД'Артаньяну» (в глазах главы ФБК) Григорию Явлинскому и коварной миледи Собчак, но вот на легитимность победы Владимира Путина это повлияет сугубо положительно. Понимает ли это исполненный благородной ярости Навальный? Возможно. Но, видимо, идеалы, степень обиды и цена мести слишком высоки.

В-третьих, не стоит забывать и о том, что, чем ниже явка, тем проще фальсифицировать результаты голосования. И вполне может оказаться, что ваш сосед Иван Иванович, борющийся с коррупцией фанат Гамлета, оставшись дома, фактически разрешил недобросовестным членам участковой изобретательной избирательной комиссии проголосовать за него галочкой «сильному президенту». Короче, если вы не приходите голосовать, то вы голосуете за Владимира Путина. В лучшем случае – косвенно, в худшем – напрямую.

Последняя причина не оставаться 18 марта на диване – гражданская. Вся политическая история подтверждает: активное участие в выборах — это позиция ответственных личностей. Нет иной безопасной для страны возможности повлиять на власть, кроме выборов. В демократических Италии, Германии, Австрии, Бельгии, Греции, Кипре и Люксембурге неявка на выборы без уважительной причины наказывается штрафом. Бойкот не работал никогда и нигде, а в нашем случае, с отсутствующим порогом явки, это полный абсурд.

Телеграм-канал «Псковской губернии»

Призывая сейчас думающую часть населения к забастовке, гордый и обиженный политик Навальный подкладывает мину замедленного действия под развитие гражданского общества России в целом. Посидим на диване сейчас, посидим через 6 лет, через 12, будем сидеть каждые выборы, тихо возмущаясь результатам. И в «прекрасной России будущего», о которой так любит порассуждать Алексей Навальный, вымрут любые активисты и граждане, не ходить куда-либо – на выборы, митинги, пикеты – станет привычкой.

Поддавшись чувству обиды, замечательный и честный человек Алексей Навальный подменяет понятия, что в будущем может аукнуться большими проблемами. Если его допустят к участию в президентских выборах через шесть лет, на что я искренне надеюсь, ему придётся в очередной раз менять свою риторику на 180 градусов, подрывая доверие избирателей. Выигрывая тактически, он проиграет стратегически.

Не за диван

Я полностью разделяю и понимаю чувства Алексея Навального, его обиду. Провести такую яркую предкампанию, чтобы затем быть дисквалифицированным уже на финишной прямой, очень досадно. Но политику федерального уровня идти на поводу у эмоций нельзя. Где-то в идеальном мире мушкетеров, Григорий Явлинский и Алексей Навальный еще за год до выборов могли бы сесть и договориться о ком-то третьем, кто бы смог (или смогла) возвыситься над личным, и, получив хороший процент, наконец-то показать, что демократические ценности важнее конформизма и пиара. Но, увы, неумение договариваться между собой – это скрепа нашей оппозиции.

Интересно, кстати, почему Алексей Анатольевич не утвердил альтернативную идею с испорченными бюллетенями? Призвать сторонников портить свои бюллетени, например, писать в них большими буквами слово «НАВАЛЬНЫЙ», технологически ничем не сложнее сегодняшней кампании бойкота. При этом и власть особо бы возмущаться не смогла – пришли же на выборы, и преданных друзей-сторонников посчитать бы смог, и фоточки в соцсетях бы зашли «на ура», и наблюдателям было бы весело. А еще испорченные бюллетени считают отдельно, и они ВЛИЯЮТ на результат голосования напрямую. Чем больше бюллетеней испорчено, тем ниже процент за всех кандидатов, включая Владимира Путина. Возможный минус этой стратегии – административные и уголовные последствия для всех, кто ей последует. За «порчу госимущества» или «незаконное фотографирование и агитацию».

Но у нашего Гамлета иной путь. Эта дорога, которая приведет к высокой явке и рекордному голосованию за действующего президента. Дорога, которая может уничтожить гражданское общество в России.

Человек может ошибаться, даже если он Навальный. Не ошибитесь и вы. Думайте самостоятельно, не нужно никого идеализировать. На выборах-2018 не стоит голосовать за диван, это очень скверный кандидат.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.